Объектив софтит что это значит

Содержание
  1. Софт-объектив — особенности, достоинства и недостатки
  2. БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА
  3. Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике
  4. Софт-фильтры и объективы с софт-эффектом в фотографии
  5. Объективы с софт-эффектом
  6. Принцип действия софт-эффекта у объектива
  7. Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
  8. Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:
  9. Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus
  10. Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом
  11. Фотосъемка цветов
  12. Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения
  13. Недорогие альтернативы
  14. Фильтры с софт-эффектом
  15. Микролинзы
  16. Carl Zeiss Softar
  17. Примеры использования Zeiss Contax Softar
  18. Впечатления от использования Carl Zeiss Softar
  19. B+W Soft-Pro
  20. Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro
  21. Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме
  22. Точки и штрихи
  23. Бублики
  24. По фильтрам
  25. По объективу с софт эффектом VS софт фильтр
  26. Про фотошоп

Софт-объектив — особенности, достоинства и недостатки

Софт-объектив или мягкорисующий объектив берет свое название от английского слова soft (мягкий) и служит для создания эффекта размытости, дымки, мягкого ореола и т. п., при котором сохраняется достаточная резкость изображения. Софт-объектив характеризуется не полностью исправленными аберрациями. Чаще всего это сферическая аберрация, при которой сохраняется симметрия световых пучков, что позволяет использовать софт-эффект как с черно-белыми, так и с цветными фотоматериалами. Сферические аберрации образуются в связи с тем, что из-за кривизны линзы лучи света, проходящие через центр и через периферию линзы, фокусируются на различном расстоянии от плоскости фокусировки. Сферическую аберрацию можно уменьшать за счет диафрагмирования, то есть отсечения удаленных от центра участков линзы, поэтому софт-эффект объектива зависит от значения диафрагмы. Как правило, при F8 эффект полностью исчезает. Такие объективы применяются фотографами и фотохудожниками в портретной съёмке для создания спецэффектов, окутывая объект съемки романтическим ореолом и игнорируя мелкие детали.

Среди производителей софт-фокусных объективов заслуживают упоминания компании Canon и Pentax. Объектив Canon EF 135mm f/2.8 Softfocus позволяет снимать пейзажи с туманом, даже если в реальности туман отсутствует. Этим эксклюзивным объективом можно легко и без проблем скрыть дефекты лица, маленькие шрамы, царапины и прочие нежелательные подробности при съемке детей или женщин, при этом максимально сохраняется портретное сходство с оригиналом. Чаще всего мягкорисующие объективы используются в портретной съемке, поэтому большинство таких объективов рассчитано на «портретное» фокусное расстояние 85-135 мм. Исключением может служить широкоугольный объектив Pentax SMC FA Soft f/2.8 с фокусным расстоянием всего лишь 28 мм, который был создан специально для художественной фотосъёмки. Его конструкция при фотосъемке с открытой диафрагмой (от f/2.8 до 5.6) позволяет придавать изображению мягкий, неконтрастный рисунок. Бархатистый эффект на фотографии зависит от величины диафрагмы и хорошо наблюдается в видоискателе фотокамеры. При закрытой диафрагме и при съемке со значениями f/5.6 — f/22 он будет работать в качестве обычного широкоугольного объектива. Стоит отметить, что софт-эффект можно получить и на других типах объективов путем установки на них специальных смягчающих фильтров. Подобный эффект легко можно создать в графических редакторах, например Adobe Photoshop. Некоторые модели фотоаппаратов фирмы Pentax имеют функцию, которая применяет к обычному кадру эффект софт-фокусного объектива.

Еще одним способом создания эффекта смягчения является использование фильтров с софт-эффектом, в которых применяются различные препятствия на пути прохождения лучей света в объектив. Такой метод позволяет придать эффект смягчения любому объективу, причем он не зависит от диафрагмы. Софт-объектив обычно производится с набором вставных диафрагм, у которых центральное отверстие, равное некоторому рабочему значению, окружено множеством маленьких отверстий. Центральная диафрагма предназначена для создания резкого изображения, а мелкие отверстия — для его рассеивания. Чтобы изменить степень рассеяния, необходимо заменить диафрагму на другую из комплекта. Набор диафрагм позволяет создавать эффект мягкого фокуса и регулировать степень рассеивания в широком диапазоне.

Читайте также:  Pathfinder kingmaker пропаганда ордена призм что делать

Софт-объектив предоставляет фотографу ряд неоспоримых преимуществ. При работе с такой оптикой фотограф может легко, плавным движением одного кольца регулировать степень выраженности эффекта смягчения фокуса, в том числе до полного устранения эффекта и получения изображения с обычной контрастностью. Среди достоинств мягкорисующего объектива можно назвать гораздо меньшую зависимость смягчающего эффекта от уставленных значений диафрагмы. Он обладает лучшей управляемостью, чем обычный объектив с недорогими софт-фильтрами. Некоторый недостаток софт-объектива состоит в том, что при съемке человека с близкого расстояния с элементами заднего плана существует риск получения обычного изображения без софт-эффекта.

Источник

БЛОГ ДМИТРИЯ ЕВТИФЕЕВА

Мои эксперименты в области фотосъемки, статьи по фототехнике и оптике

Софт-фильтры и объективы с софт-эффектом в фотографии

Время от времени сами читатели подкидывают темы для статей. Вообще необязательно двигаться в сторону резкой фотографии в художественной фотосъемке, иногда «напустив тумана» можно получить интересный романтический образ или приукрасить утренний пейзаж.

Сегодня я кратко пройдусь по всем разновидностям софт-фильтров и возможности моделирования данного эффекта в фотошопе.

Объективы с софт-эффектом

Принцип действия софт-эффекта у объектива

Софт-эффект в объективе про который мы говорим, это неисправленные сферические аберрации. Получаются они в виду того, что лучи света которые проходят через центр линзы и через края линзы фокусируются на разном расстоянии от плоскости фокусировки ввиду кривизны линзы.

«По-научному» это звучит так: «Сферическая аберрация линзы (системы линз) объясняется тем, что её преломляющие поверхности встречают отдельные лучи сколько-нибудь широкого пучка под различными углами. Вследствие чего, более удалённые от оптической оси лучи преломляются сильнее, нежели нулевые лучи, и образуют свои точки схода удалённые от фокальной плоскости.»

Как следует из эффекта сферической аберрации, её можно уменьшать, путем диафрагмирования т.к. отсекаются удаленные от центра участки линзы и потому софт-эффект объектива зависит от установленной диафрагмы. Как правило, к F8 он полностью исчезает.

В этом есть некоторый минус софт-эффекта, встроенного в объектив, так снимая человека вблизи и желая передать немного заднего плана (чуть более четко) мы рискуем уже получить обычную картинку, без софт-эффекта.

Пример фото, где не было бы софт-эффекта на Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus ввиду необходимости зажатой диафрагмы

Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus

Поскольку я пользователь системы Canon, то сразу приходит на ум старичок Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus.

Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus

За возможность попробовать объектив Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus большое спасибо читателю блога под ником takman!

Обзоров его было много, потому не стану повторяться и лишь отмечу, что если вы планируете использовать его для съемок без эффекта, то это далеко не самый резкий объектив.

шкала установки степени софт-эффекта

Нужно нажать рычажок и покрутить специальное кольцо на котором расположен рычажок.

Вариантов установки Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus три:

— без софт-эффекта (тогда объектив работает как обычный не слишком резкий 135 мм объектив)
— уровень софт-эффекта 1 (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)
— уровень софт-эффекта 2/большой (в зависимости от установленной диафрагмы реальный софт-эффект может сильно отличаться по силе)

Пример фото с Canon EF 135mm f/2.8 with Softfocus

Обратите внимание на открытую диафрагму (2.8). На данной диафрагме и малом расстоянии до объекта съемки софт-эффект объектива всегда значительный. Уровень эффекта 1 мне здесь нравится. Очень романтический портрет получается.

Уровень эффекта 2 на открытой диафрагме уж очень силён. Я бы не стал использовать без надобности.

Софт-фокус объектива против светофильтра с софт фокусом

Фотосъемка цветов

автор фото цветов: http://www.flickr.com/photos/28727587@N07/6839641004/in/pool-93468811@N00/

Пример фото с Canon EF 100mm/2.8L IS USM без софт-эффекта для сравнения

Тот же цветок, но без эффекта.

Недорогие альтернативы

Я всегда касаюсь этого вопроса по причине того, что есть перфекционисты, которым нужен идеально повторенный эффект классических объективов с софт-эффектом (дорогой вариант) и фотографы, которые хотят просто попробовать этот эффект и не готовы за него много платить.

Читайте также:  Canon 6d подстройка объективов

Исходя их всего ранее сказанного, дешевой альтернативой будет объектив с неисправленной сферической аберрацией. Благо таких достаточно много. Для этого нам понадобится объектив с большими линзами и высокой светосилой, желательно старый-советский или ГДР-овский.
«Классический» пример такого объектива это Юпитер-9 85/2. Высокая светосила, большие линзы и плохая юстировка даёт нам чудесный софт-эффект при сохранении общей резкости (теряется больше контраст). Для портретной съемки он тем более удобен, так как у него фокусное 85мм и на полнокадровой камере это настоящий портретник. Рекомендуется выбирать чёрную версию.

В статье Тестирование 85мм и 100мм объективов (Carl Zeiss и Юпитер-9) вы найдете сравнение Юпитер-9 с резкими объективами без софт-эффекта.

Я назвал один вариант, но на самом деле их масса. Поснимайте на открытой диафрагме (F1.4-F2), может у вас уже есть искомый софт-эффект? 🙂

Фильтры с софт-эффектом

Есть несколько типов фильтров с «затуманиванием». Все они используют различные препятствия на пути лучей света входящих в объектив. В некотором смысле это уже не совсем честный софт-эффект относительно классики, но у него есть свои преимущества.

1) софт-эффект можно придать любому объективу и также удалить (сняв фильтр)
2) софт-эффект не зависит от диафрагмы
3) можно подобрать лично вас устраивающий тип софт-эффекта

Микролинзы

Вот, к примеру, Cokin P092 Dreams использует небольшие выпуклые линзы на поверхности фильтра для получения софт-эффекта.

Carl Zeiss Softar

Данный эффект используют большинство фильтров с софт-эффектом, в том числе знаменитый Сarl Zeiss Softar (позже он был в реинкарнации B+W Softar 1 и 2), но линзы являются не выпуклыми, а углублениями в поверхности. Сейчас уже B+W выпускает свой собственный B+W Soft-Pro, которым я пользуюсь.

Softar‘ы производились также для Contax, Rollei и Hasselblad. Технология везде одинаковая. Возможно вам таким образом удастся съэкономить.

Zeiss Softar для Hasselblad

Я купил себе в процессе поиска идеала софт-эффекта и Carl Zeiss Softar I.

Примеры использования Zeiss Contax Softar

Впечатления от использования Carl Zeiss Softar

Мне работа фильтра понравилась. Особенно хорошо он работает на контрастных солнечных портретах, где как раз высокий контраст не нужен, а нужен романтический налёт летнего марева. Также полезен будет Carl Zeiss Softar в пейзаже для той же цели.
Кроме того он исполняет и всем известную функцию — скрывает возрастные морщины. По сути после этого фильтра портрет не нуждается в чистке кожи.

B+W Soft-Pro

Обращаю ваше внимание, что B+W Soft-Pro сделан по-другому.

автор фото: http://www.flickr.com/photos/59894815@N03/with/5491946880/#photo_5491946880

B+W Soft-Pro (слева) vs Zeiss Softar (справа)

Преимущества светофильтров B+W Soft-Pro

Фильтры B+W Soft-Pro НЕ делают:

— Не дают затуманенное, скучное фото с общей потерей контраста, как большинство других софт фильтров, диффузеров и объективов с софт-эффектом.
— не теряют ресницы и другие важные детали на портрете, как большинство других приспособлений с софт эффектом
— не теряют общий контраст и насыщенность цвета, как большинство других диффузеров и приспособлений с софт эффектом
— не дают нежелательные искусственные текстуры на снимках, как делают фильтры с концентрическими кругами или полупрозрачная ткань
— не ограничивают угол зрения портретным, как делают объективы с софт эффектом
— не ограничивают ГРИП использованием открытых и почти полностью открытых диафрагм, как вынуждают делать объективы с софт эффектои

Объектив с софт-эффектом VS светофильтр с софт-эффектом на закрытой диафрагме

Сравним, как работает светофильтр и как работает объектив с софт-эффектом.

Объектив с софт-эффектом уровень 1 на закрытой диафрагме

Как видите, на закрытых диафрагмах софт-объектив превращается в обычный и весь софт эффект уходит.

Объектив с софт-эффектом уровень 2 на закрытой диафрагме

Софт-эффект тоже не заметен.

Читайте также:  Почему в маятнике используемом в работе опорные призмы расположены ассиметрично
B+W Soft-pro на объективе при закрытой диафрагме

Здесь видно, что софт фильтр работает независимо от установленной диафрагмы, чего и следовало ожидать.

Точки и штрихи

Кроме большого числа фильтров с микролинзами есть достаточное количество недорогих фильтров, которые софт-эффект достигают за счет хаотических точек, канавок и штрихов в виде сетки по поверхности фильтра.
Такие эффекты используют фильтры Cokin: Pastels, Diffusers, Fog.

Или, к примеру, Marumi Silky-Soft A и B. Шагреневая такая поверхность, мне её не сфотографировать, слишком мелкие штрихи. Надо обзавестись микроскопом.

Из того, что мне не понравилось с этим фильтром, так это вот такие размытия цвета.

Возможно их нет на B+W Soft-Pro и Zeiss Softar?

Бублики

Hoya Softener A использует плоские «бублики» разных размеров в виде рассеивающих линз.
B+W Soft-Pro использует «бублики»-углубления с наружной стороны и «бублики»-нашлепки с внутренней (они расположены друг под другом).

По фильтрам

После тщательного изучения я пришёл к выводу, что размытие у всех фильтров разное. Другое дело, насколько придирчивы вы к качеству этого размытия. Самые некачественные на мой взгляд (субъективно) это Cokin. Немного лучше Marumi Silky-Soft. И остальная группа это Softar‘ы и их модификации типа B+W Pro-Soft. Они дают самое интересное размытие на мой взгляд.

С другой стороны, чтобы просто оценить эффект, можно пользоваться хоть дешевыми фильтрами, хоть вообще белым чулком на объективе или стеклянной пластинкой, помазанной вазелином.
Эффект софта вы увидите, а в случае с навазелиненной (любой жир) пластинкой еще и можете придавать цвет и форму размытию. Я видел очень интересные фешн-съемки с использованием этой методики.

Если же вы хотите получить качественное классическое размытие, то берите Softar‘ы. Это один из фильтров, которые, как я сейчас понимаю, необходимо иметь для создания романтических пейзажей и вообще снижения избыточного контраста в солнечный день. Опять же прекрасно подходит для любых женских портретов.

По объективу с софт эффектом VS софт фильтр

Мне кажется софт эффект в данном случае совсем разного характера. Объектив с софт-эффектом даёт ощущение плохого зрения. Хорошо это или плохо не знаю, думаю что субъективно. В каких-то ситуациях такой эффект может выглядеть более художественным.
Хороший же светофильтр с софт-эффектом типа B+W Soft-Pro даёт техничный софт-эффект, не снижая контраст и на всех диафрагмах. Для многих случаев предпочтительнее использовать фильтр т.к. это банально проще и картинка более предсказуема.

Про фотошоп

Если вы все-таки возьметесь за это неблагодарное дело — имитировать софт-эффект в фотошопе, то методика такая.

Делается два дополнительных слоя.
Один в режиме Darken, другой в режиме Lighten. Каждый из них размывается по Гауссу достаточно сильно и регулируется прозрачность слоёв на ваш вкус.
Соответственно эти оба слоя накладываются на фон, на котором у вас осталась изначальная резкая картинка.
Это классический способ заставить «светиться» кожу в фотошопе.
Но данной методикой вы, само собой, не повторите действие софт-фильтров, а лишь немного приблизитесь к эффекту. Возьни с такой обработкой много (еще макси делать нужно), а конечный результат больше похож на работу художника и соответственно зависит от ваших художественных способностей.
С фильтром же вы нажали на кнопку и получили результат.
В тоже время допускаю, что есть сюжеты, где никто не увидит разницу, между фильтром и обработкой в фоотшоп «под софт-эффект».

Специализированные плагины софт-эффекта для Adobe Photoshop: Nik Color Efex Pro 3, Imagenomic Portraiture.

Статья получилась немного сумбурная, так как кроме всего прочего пришлось ознакомиться с кучей других эффектов и технологий, которые я и не видел ранее.

Мне интересно ваше мнение о применимости софт-эффекта, есть ли у вас такие фильтры и что вы думаете о конкретных фильтрах. Может есть и примеры использования?

Источник

Оцените статью
Фотосайт о художественной фотографии