Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС: тест популярных советских объективов

В одном из наших материалов мы рассказывали об особенностях съемки советскими объективами, советуя обратить для начала внимание на самые популярные изделия советской оптической промышленности - Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС. На что способны эти объективы помимо главного преимущества – доступной цены, мы решили выяснить более подробно, проведя их сравнительный тест на цифровой фотокамере Sony SLT A37, само собой, вместе с соответствующим переходником М42-Sony/Minolta A.

Гелиос-44-2 – любимец портретистов

Гелиос-44-2 – один из самых распространенных советских объективов, выпущенный тиражом более трех миллионов экземпляров. В свое время он являлся штатным для большинства фотоаппаратов марки «Зенит» и производился как на Красногорском механическом заводе (КМЗ), так и на Белорусском оптико-механическом предприятии (БелОМО).

Заявленное фокусное расстояние Гелиос-44-2 составляет 58 мм (в 35-мм эквиваленте) при светосиле, равной 2. Собственно говоря, именно сочетание фокусного расстояния, светосилы и более чем демократичной цены Гелиос-44-2 способствовало его большой популярности среди фотографов, снимающих портреты.

Создавая данный объектив, советские конструкторы, в свою очередь, не стали изобретать ничего нового, взяв за основу хорошо зарекомендовавшую себя оптическую схему Carl Zeiss Jena Biotar 2/58. Использование данного прототипа позволило разом решить множество проблем, характерных для разработки объектива «с нуля» и создать действительно массовый продукт, отличающийся приемлемыми для своего времени оптическими характеристиками.

В наши дни Гелиос-44-2 является, пожалуй, самым дешевым советским объективом на рынке. На вторичном рынке Гелиос-44-2 можно найти по цене менее одной тысячи рублей, что смело позволяет считать его самым дешевым «потретником» для цифровых фотокамер с «кропнутой» матрицей, ведь на них фокусное расстояние объектива превышает 80 мм. Кроме того, фотографы очень ценят специфическое «закрученное» боке данного объектива. По сути, его тип связан с несовершенством оптической схемы объектива и в наши дни для производителей считается недостатком. Однако данная особенность объектива и его восьмилепестковой диафрагмы дают возможность получить некий налет «старины» на снимках и получить результат, близкий к тому, который присутствовал на старых пленочных снимках.

Индустар-61 Л/З МС: резкость, удобство и дешевизна

Объектив Индустар-61 Л/З МС в советские времена считался более совершенным и дорогим объективом, нежели Гелиос-44-2. Его также отличает высокая светосила 2.8, а фокусное расстояние составляет «классические» 50 мм., что позволяет с успехом использовать Индустар-61 Л/З МС для портретов на современных кроп-зеркалках и системных камерах. Построенный по классической «тессаровской» схеме, данный фотообъектив обладает полностью металлическим корпусом, компактными габаритами и утопленной передней линзой, благодаря чему объективу не требуется бленда. Особенностью Индустар-61 Л/З МС является и диафрагма с шестью лепестками весьма необычной формы, которая «выдает» оригинальные звезды при размытии светлых участков заднего плана. К слову, эту «фишку» Индустар-61 Л/З МС также любят многие современные фотографы, использующие старые советские объективы в своей работе.

Фотосъемка на Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС

Мы сознательно не стали углубляться в технические сравнения фотообъективов Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС. Соответствующую информацию любой желающий может найти в Интернете. Гораздо более интересным выглядят впечатления, которые объективы оставляют в непосредственной съемке. Предварительное сравнение показало, что оба объектива, установленные на Сони А37, демонстрируют достаточную резкость и контраст снимков, которые превосходят параметры штатных зумов и практически не уступают недорогому «сониевскому» фикс-объективу DT 1.8/35 SAM. При этом на открытой диафрагме «Гелиос» показывает меньшую глубину резкости в сравнении с «Индустаром» и значительно более интересное размытие заднего плана (пресловутое боке). Безусловно, в портретной съемке это преимущество может играть ключевую роль, да и меньшая резкость снимков для кого-то окажется благом. Фотографии Гелиос-44-2 действительно кажутся «воздушными» и объемными, а величину ГРИП легко можно регулировать «на глаз» поворотом кольца диафрагмы, даже не глядя на конечные ее значения.

В случае с Индустар-61 Л/З МС удобство использования находится на том же уровне. Тем не менее, для получения характерного «звездчатого» боке диафрагму следует прикрывать до 4 или даже 5.6. При этом резкость снимков выше, чем у «Гелиоса», а тип размытия заднего плана становится делом личных предпочтений каждого фотографа. Однако Индустар-61 Л/З МС имеет и еще одно, весомое преимущество – широкие возможности для макросъемки. Согласно спецификациям, Индустар-61 Л/З МС способен наводиться на резкость с расстояния в 30 сантиметров, однако при использовании на «кропнутой» цифровой камере эта дистанция уменьшается более чем в два раза. Учитывая возможность использования с объективом макроколец с резьбой М42 это позволяет фотографу с минимальными затратами пробовать свои силы в новом для себя жанре.

Итоги сравнения Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС

Несмотря на кажущееся сходство, объективы Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС существенно различаются между собой по своим возможностям. «Гелиос» - объектив творческий, интересный и субъективно понравился больше, чем «Индустар». Он действительно хорош для портретов, постановочной съемки и позволяет на «кропе» приблизится к тем результатам, которые могут быть получены с использованием полнокадровых цифровых фотокамер. Его также можно посоветовать свадебным фотографам, которые старательно ищут свой «авторский» стиль в фотографиях, пытаясь стилизовать их под «ретро». Использование Гелиос-44-2 позволит им без чрезмерных усилий в графических редакторах получать по-настоящему красивые фотографии.

Индустар-61 Л/З МС – объектив более универсальный. Он подойдет для большинства жанров и позволит неплохо снимать макро. На средних значениях диафрагмы он даст интересное размытие заднего плана при съемке портрета, обеспечит высокую детализацию, хорошо подойдет для съемки цветов и жанровой фотографии. Он совершеннее «Гелиоса» и этим ближе к современным объективам. В целом, для человека, только подходящего к использованию мануальной оптики на цифрозеркалке и еще не определившего для себя, что он будет снимать, Индустар-61 Л/З МС окажется даже предпочтительнее по совокупности своих характеристик.

Остается последний вопрос – есть ли вообще смысл снимать на старые советские объективы? На него каждый отвечает сам. Конечно, если у вас имеется широкий парк современной дорогой оптики к вашей камере, большого смысла в этом нет. Однако, если вы ищете максимально бюджетный способ значительно улучшить качество и восприятие своих снимков, использовать старые советские объективы можно и нужно. Кроме того, они дадут вам возможность плотнее освоить базовые принципы управления фотокамерой, да и фотографии в целом. Мы для себя, в свою очередь, такой выбор сделали, а Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС в скором будущем станут основными на зеркальной фотокамере Sigma SD14 с матрицей Foveon, отличающейся своими цветами и резкостью снимков. Какой из них окажется основным и больше всего понравиться нам в повседневной эксплуатации, мы обязательно расскажем, поделившись результатами съемок. А пока предлагаем посмотреть тестовые фото, которые мы сделали данными объективами на камере Sony SLT A37.

Примеры фото Гелиос-44-2 55 мм.

Примеры фото Гелиос-44-2 55 мм

Примеры фото Гелиос-44-2 55 мм

Примеры фото Гелиос-44-2 55 мм

Примеры фото Гелиос-44-2 55 мм

Примеры фото Индустар-61 Л/З МС 50 мм.

Примеры фото Индустар-61 Л/З МС 50 мм

Примеры фото Индустар-61 Л/З МС 50 мм

Примеры фото Индустар-61 Л/З МС 50 мм

Примеры фото Индустар-61 Л/З МС 50 мм