Съемка советскими объективами

Съемка советскими объективами – воспоминание множества фотографов, занимавшихся светописью во времена СССР. Альтернатив в те годы практически не было. Однако и сейчас, в эпоху цифровых технологий, съемка советскими объективами интересует огромное число фотолюбителей. О том, каковы особенности использования старой оптики отечественного производства на современных фотоаппаратах, мы и поговорим в данной статье.

Какие преимущества дает съемка советскими объективами?

Известно, что сменная оптика для современных зеркальных либо системных фотокамер стоит довольно дорого. Хорошие объективы при этом дороги весьма, и их цена может легко и намного превышать стоимость самой фотокамеры. Для человека, увлекающегося фотографией, данное ограничение нередко становиться весьма серьезным фактором, вынуждающим искать бюджетные решения, позволяющие с минимальными затратами получать фото приемлемого качества. В данном случае съемка старыми советскими объективами может стать очень удобным и мало затратным выходом из положения, ведь объектив советского производства на вторичном рынке стоит гораздо дешевле не только аналогов, но и даже «китовых» пластмассовых объективов к современным цифровым фотокамерам. Собственно говоря, именно как альтернативу им и стоит рассматривать старые советские объективы.

Итак, давайте рассмотрим, каковы преимущества советской мануальной оптики от бюджетных решений современных производителей:

  1. Низкая цена (объективы можно достать не только дешево, но и задаром, отыскав у знакомых либо взять от сохранившихся пленочных фотоаппаратов советской эпохи);
  2. Высокие оптические характеристики и надежность конструкции (старые советские объективы имели прочный металлический корпус, просветление и довольно качественную стеклянную оптику в отличие от пластиковой в современных дешевых вариантах);
  3. Высокая светосила и красивый оптический рисунок на открытых диафрагмах, создающих своеобразную «атмосферу» на снимке и позволяющий более гибко и творчески подходить к съемке;
  4. Достаточно высокий уровень резкости у ряда моделей объективов, превышающий данный показатель для «китовых» вариантов.

Говоря об этих преимуществах съемки советскими объективами, не стоит забывать и о недостатках, к которым относится полное отсутствие автоматической фокусировки, большая масса, а также некоторых особенностях в использовании, на которых мы остановимся подробнее.

Как производить съемку советскими объективами?

Основной особенностью объективов советского производства (равно как и всех других старых объективов для фотокамер) является то, что создавались они под собственные стандарты креплений, которые у нынешних цифровых фотокамер отсутствуют. Если говорить о наиболее распространенных советских объективах, устанавливавшихся на зеркальные фотоаппараты «Зенит» (именно они наиболее популярны на рынке и доступны по цене), то все они в большинстве своем имели резьбовое крепление М42 (ранние версии поставлялись также с резьбой М39). Соответственно, для того, чтобы производить съемку советским объективом на современную цифровую фотокамеру, вам потребуется соответствующий переходник, которые в изобилии присутствуют под большинство современных систем. Обозначаются эти переходники названием тех систем, на которые рассчитаны, например – М42-Sony A. Это означает, что переходник позволяет устанавливать на цифровые фотокамеры с байонетом Sony (Minolta) A объективы с резьбой М42. К слову, на некоторые системы, в частности, Nikon, часто требуются особые переходники с корректирующей линзой. Связано это с тем, что рабочие отрезки современных камер отличаются от старых. Впрочем, даже использование переходника на систему не будет гарантией, что объектив будет «работать» как надо на значениях, близких к бесконечности. К примеру, при тестировании «зенитовских» объективов через переходник на Sony A37 добиться фокусировки на «бесконечность» нам так и не удалось.

Еще одной особенностью съемки советскими объективами является то, что при ней не работают многие функции цифровой фотокамеры. В частности, использование переходников (даже моделей с так называемым «одуванчиком» - контактным разъемом для синхронизации с электроникой камеры) не гарантирует корректную работу электронного подтверждения фокусировки и экспозамера (хотя с последним на тестовой камере от Sony не было проблем даже в режиме приоритета диафрагмы). Единственным нюансом может стать подготовка камеры, которая, в случае с камерами Nikon заключается в прописывании в меню фокусного расстояния и наиболее часто используемого значения диафрагмы, а в камерах Sony – подтверждение разрешения срабатывания затвора без объектива (штатно эта возможность отключена на моделях серии SLT).

Какие советские объективы подойдут любителю для начала?

Съемка советскими объективами – процесс более сложный и творческий, нежели использование обычной штатной оптики современных цифрозеркалок. Нужно понимать, что такой объектив подойдет для неспешной художественной съемки и вряд ли станет для вас штатным вариантом на каждый день. Кроме того, далеко не факт, что вам понравиться работа в таком режиме, равно как и «картинка» того или иного образца советской промышленности. По этой причине для начала стоит использовать наиболее доступные и дешевые варианты оптики, устанавливающейся на советские фотоаппараты типа «Зенит». В частности, неплохим объективом для пробы можно назвать Гелиос-44-2 либо Индустар-61 Л/З МС. Первый вариант не отличается высоко резкостью, но дает на открытой диафрагме оригинальное «закрученное» размытие заднего плана, за что этот объектив очень любят фотографы-потретисты. Второй вариант, наоборот, обеспечивает высокую резкость, но боке у него вполне обычное. Эти объективы дадут полное представления об особенностях съемки советскими объективами и позволят понять, нужно ли это именно вам. И лишь потом имеет смысл обращать внимание на более дорогие варианты либо присматриваться к покупке телеобъективов, которые также значительно выигрывают в цене.

Более подробно о съемке вышеозначенными советскими объективами Вы можете прочесть в нашем сравнительном обзоре Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС.