Обзор фотоаппарата Любитель 166В. Часть первая.

dsc07543 Пленка vs Цифра
Фотоаппарат Любитель – один из самых популярных среднеформатных фотоаппаратов,…

dsc07543

Фотоаппарат Любитель – один из самых популярных среднеформатных фотоаппаратов, использующих фотопленку стандарта 120, на просторах Советского Союза. В данном обзоре мы постараемся изучить эту фотокамеру и найти ответ на извечный спор о «пленке и цифре», сравнив самый популярный в СССР среднеформатный фотоаппарат с современной цифрозеркалкой начального сегмента, оценить, насколько реально в наши дни заниматься пленочной фотографией, а также то, насколько дорогим окажется подобного рода увлечение.

Фотоаппарат Любитель – один из самых популярных среднеформатных фотоаппаратов, использующих фотопленку стандарта 120, на просторах Советского Союза. В данном обзоре мы постараемся изучить эту фотокамеру и найти ответ на извечный спор о «пленке и цифре», сравнив самый популярный в СССР среднеформатный фотоаппарат с современной цифрозеркалкой начального сегмента, оценить, насколько реально в наши дни заниматься пленочной фотографией, а также то, насколько дорогим окажется подобного рода увлечение.

Любитель 166В с момента своего появления отличался простотой и надежностью. Двухобъективная конструкция TLR, малая масса, удобство в использовании сделали его настоящим символом своей эпохи, и даже сейчас доступная цена фотоаппарата Любитель 166 может сделать его отличным выбором для человека, решившего попробовать пленочный «средний формат».

Изучая тематические форумы любителей пленочного «среднего формата» в сети, можно встретить совершенно полярные мнения о фотоаппарате Любитель. Некоторые из фотографов говорят о том, что данная фотокамера является хорошим вариантом для пробных съемок на пленку 120-го формата. Другие критикуют фотоаппарат за низкое качество оптики. Отдельно стоит упомянуть и целую «касту» так называемых ломографов – фотографов, посвящающих себя так называемой «ломографии», где нарушение общепринятых стандартов композиции, резкости и других фотографических параметров считается нормой. Для них фотоаппарат Любитель является культовой моделью. К слову, компания Lomography сих пор продает Любитель 166 Универсал по цене более 300 долларов США, и он пользуется стабильным спросом.

Мы же, в свою очередь, попытаемся оценить Любитель 166В именно как фотокамеру для человека, желающего приобщиться к пленочному «среднему формату» без существенных финансовых затрат.

Свой обзор фотокамеры мы решили разделить на три части, в которых мы разберем технические особенности фотокамеры, приемы съемки и, в конечном итоге, качество получаемых снимков, напрямую сравнив их с фотографиями, полученными в аналогичных условиях с недорогой цифровой зеркальной фотокамеры Sony A37. В итоге мы попытаемся понять, может ли недорогой среднеформатный фотоаппарат (а цена Любителя 166В на вторичном рынке составляет порядка 1 тысячи рублей) составить конкуренцию также весьма доступной цифрозеркалке современной эпохи. Конечно, опытные фотографы наверняка покритикуют такой подход ввиду того, что Любитель 166В располагает лишь объективом с фиксированным фокусным расстоянием, а потому зеркальная фотокамера априори имеет больше шансов. Мы же попытаемся «уровнять» соревнующихся и будем снимать на «цифру» исключительно с фикс-объективом в 35 мм светосилой 1.8. Конечно, подобный сравнительный тест мало что дает в рамках общего спора между любителями пленочной и цифровой фотографии. Скажем больше – современные цифровые фотокамеры (в особенности, среднего формата) существенно превосходят пленочные аналоги по ряду параметров, включая детализацию изображений, а также оперативность в работе. Однако огромный ценовой разрыв в стоимости пленочных фотокамер среднего формата и даже подержанных комплектов с цифровыми задниками заставляет все большее число фотографов обращать свое внимание на пленку как заведомо более доступный вариант. Итак, начнем наш обзор…

Читайте также:  Как выбрать пленочный фотоаппарат?

ЛОМО Любитель 166В – технические особенности

Фотоаппарат Любитель 166В производился Ленинградским оптико-механическим объединением (ЛОМО) с 1980-го по 1990-й год. По своей конструкции это классическая TLR-камера с двумя синхронизированными объективами и шахтным видоискателем. В качестве основного объектива используется классический триплет с фокусным расстоянием в 75 мм и светосилой 4.5, просветлением и межлинзовым центральным затвором. По логике, такая конфигурация позволяет обеспечить синхронизацию с внешними импульсными источниками света на любой из доступных выдержек (у Любитель 166В их диапазон составляет 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15 и «B»). К сожалению, проверить данный факт на нашем экземпляре не представляется возможным, поскольку центральный синхроконтакт у тестируемого аппарата был неисправен. На объектив фотоаппарата возможна установка светофильтров с резьбой 40,5×0,5 мм.

Интересным техническим решением, которое наверняка окажется непривычным для фотолюбителей, привыкших к зеркальным фотокамерам, современным цифрокомпактам и беззеркалкам, является видоискатель фотоаппарата Любитель. Он представляет собой светозащитную складную шахту, в которой расположено зеркало, установленное под углом к оптической оси второго, фокусировочного объектива. По сути, фотограф видит окружающую действительность в зеркальном отображении, а наводку на резкость выполняет с помощью матового круга в центре видоискателя и откидной лупы. Система требует привычки, однако при использовании она оказывается довольно удобной и позволяет снимать под разными углами. По сути, свобода действий фотографа в данном случае напоминает использование поворотного дисплея в современной цифрозеркалке, в том числе использованной нами для сравнения Sony SLT A37. К слову, в передней стенке шахты имеется окно, которое может быть использовано в качестве простейшего рамочного видоискателя. Правда, наводку на резкость, в данном случае, придется производить по шкале расстояний, нанесенных на верхний фокусировочный объектив.

Установки выдержки, диафрагмы, рычаг взвода затвора и спуска располагаются на основном объективе, рядом с кольцом фокусировки. Здесь же имеется резьба для установки спускового тросика. Аксессуар этот, к слову, весьма нелишний не только при съемке со штатива, но и с рук ввиду того, что рычажок спуска затвора далеко не очень удобен. Нам повезло приобрести в интернете спусковой тросик, уже переделанный неизвестным умельцем. В нем, помимо обычных функций, добавлен фиксатор, с помощью которого можно легко снимать при длительной выдержке. К слову, его эффективность мы проверим в следующих частях нашего обзора.

Читайте также:  Обзор фотоаппарата Любитель 166В. Часть вторая.

Важной особенностью фотоаппарата ЛОМО Любитель 166В является тот факт, что перемотка кадров не синхронизирована со взводом затвора. Осуществляется она с помощью колесика, расположенного сбоку камеры. При этом смена кадров отслеживается через красное окошко на задней стенке фотоаппарата по цифрам на ракорде 120-й пленки. Надо сказать, что многие фотографы при использовании современных фотопленок рекомендуют закрывать окошко сразу после перемотки кадра, что можно сделать с помощью специального поворотного рычажка возле окошка счетчика кадров. Подобная схема весьма удобна для мультиэкспозиции, но приучает фотографа к аккуратности. Желательно приучить себя переводить кадры в фотоаппарате непосредственно после съемки каждого кадра.

В целом, получить полное представление о технических особенностях тестируемой камеры можно, скачав инструкцию Любитель 166В, а также руководство по эксплуатации фотоаппарата. В них в доступной форме излагаются все технические аспекты, и рассказывается о базовых навыках пользования фотоаппаратом Любитель 166В.

Пленка для Любитель 166 В

Для человека, мало знакомого с пленочными фотоаппаратами среднего формата, актуальным вопросом является то, какая может использоваться пленка для Любителя 166В (впрочем, как и любых других модификаций этой камеры), а также каков размер получаемого кадра. Как мы уже написали выше, в фотоаппарате используется широкая пленка «тип 120», и купить фотопленку на Любителя 166 можно во многих крупных фотолабораториях, а также в интернете. В итоге после съемки на стандартный ролик такой пленки вы получите 12 кадров формата 6х6. Их квадратная конфигурация весьма необычна в наше время и имеет немало поклонников в наши дни.

Условно плена типа 120 делится на те же типы, что и обычная 35-миллиметровая. Это черно-белая негативная пленка, цветная негативная и обращаемая фотопленка (слайд). Все эти типы пленок могут использоваться в Любителе 166 В без каких-либо ограничений. Мы для своего обзора выбрали универсальную цветную негативную фотопленку Kodak Ektar 100, которая отличается невысокой зернистостью и хорошо подходит для последующего сканирования. Собственно говоря, вопрос сканирования нас интересовал особо, поскольку именно данный аспект немаловажен для тех, кто желает всерьез заняться пленочной фотографией. При этом цена сканирования слайдов на барабанном сканере в профессиональной лаборатории оказывается весьма высокой, а потому мы будем стараться обходиться бюджетными предложениями и, как результат, посмотрим, что из этого получится. К слову, в переводе на цифровой формат снимок формата 6х6 способен дать разрешение порядка 50 мегапикселей. Насколько это реально – мы также поговорим в следующих частях нашего обзора Любитель 166В.

Читайте также:  Фотографирование на «Зенит» с фотовспышкой

Познакомившись с фотокамерой, пора перейти от сухой теории к практическому использованию фотоаппарата и первым впечатлениям от него. Итак, с самого начала у нас вызывали вопросы удобство пользования видоискателем и вообще фотоаппаратом в целом. Ведь наша тестовая фотокамера выпущена в далеком 1982 году, когда понятия эргономики крайне сильно отличались от нынешних.

На деле все оказалось куда более интересным и приятным. При определенном навыке шахтный видоискатель не доставляет особых хлопот, хотя произвести точное кадрирование и выравнивание горизонта при съемке пейзажа порой бывает непросто. Очень порадовал небольшой вес Любитель 166В, а также надежность механических узлов. Вообще, использование такого фотоаппарата, как ЛОМО Любитель, вызывает целый ряд позитивных эмоций именно своей «аналоговостью». Вы можете не беспокоиться о заряде батареи, вы оперируете механическими узлами и при этом полностью контролируете процесс съемки. Последний аспект вообще очень важен, ведь у Любителя 166В нет даже встроенного экспонометра. Конечно, у неподготовленного человека этот факт может вызвать определенные трудности, однако со временем удается с легкостью обходиться без этого аксессуара. Впрочем, многие любители «пленки» советуют использовать в качестве экспонометра цифровой фотоаппарат, и на него же делать «пристрелочные» кадры. Насколько это удобно – вопрос сложный, но подобная практика имеет место среди тех, кто перешел на пленочное фото с цифровой фототехники. Впрочем, решением проблемы может стать и покупка старого советского экспонометра типа «Свердловск» или «Ленинград». Подобный «гаджет» стоит копейки и позволяет решить большинство проблем без приобретения современных дорогих экспонометров.

Надо сказать, что фотоаппарат Любитель 166В вообще крайне «дружелюбен» по отношению к фотографу. Из значимых недостатков можно отметить лишь темноватый матовый кружок для наводки на резкость и некоторую необычность шахтного видоискателя. К слову, на других среднеформатных аппаратах аналогичной конструкции система шахты более удобна. Впрочем, учитывая стоимость фотоаппарата на вторичном рынке и если вспомнить, сколько стоил фотоаппарат Любитель 166В в СССР (его стоимость была равна 30 рублям), то эти недостатки ему вполне простительны.

Исходя из первых впечатлений использования камеры, Любитель 166В является неплохим и, что самое главное, дешевым способом приобщиться к среднему формату. Насколько этот выбор оправдан – вы можете узнать из второй части нашего обзора и, в конечном итоге, после анализа тестовых фотографий, сделанных на Любитель 166 В. Их мы предложим вашему вниманию в третьей, финальной части нашего большого теста.

Перейти к прочтению второй части

Оцените статью
Фотосайт о художественной фотографии