- Фотография с нуля — основы композиции
- Что такое композиция
- Базовые принципы построения гармоничного снимка
- Правило третей
- Золотое сечение Фибоначчи
- Золотые треугольники
- Правило диагоналей
- Ведущие линии
- Правило нечётных объектов
- Треугольники
- Горизонт и голландский угол
- Равновесие
- Композиционные ошибки — допустимы ли?
- Выстраиваем композицию в фотографии: золотое сечение и правило третей
- Золотое сечение в фотографии
- Правило третей в фотографии
- Исключения и другие приёмы композиции
- Увеличение и уменьшение «веса» объекта в кадре.
Фотография с нуля — основы композиции
Основы композиции важны в фотографии, архитектуре, живописи. Они помогают сделать произведение искусства гармоничным, приятным глазу. Да, для привлечения внимания, дерзких акцентов эти правила можно нарушать. Но стандартно им принято следовать. Ведь именно благодаря им изображение получается гармоничным и эстетически привлекательным. Сегодня поговорим об основах художественной композиции.
Что такое композиция
Слово произошло от латинского термина compositio. Дословно это составление, соединение частей. Поэтому можно сказать, что основы композиции — это правила, позволяющие гармонично размещать и комбинировать предметы для создания целостного рисунка.
Знание таких правил понадобится при съёмке не только людей. Но и, например, еды. Важно понимать, какой продукт будет главным, привлекающим внимание зрителя, а какие дополнят картину и уравновесят её.
Базовые принципы построения гармоничного снимка
Правило третей
Оно простое и помогает разместить объекты в кадре. Визуально снимок делят на 9 частей с помощью 2 горизонтальных и 2 вертикальных линий. Важные объекты нужно размещать на линиях и точках их пересечения. Именно эти зоны привлекают внимание зрителя в первую очередь.
Самостоятельно высчитывать расположение линий не нужно. В камерах и смартфонах есть параметр «Сетка». Включить его можно в меню «Настройки». Точное расположение индивидуально и зависит от марки техники. После этого на экране появятся нужные линии.
Золотое сечение Фибоначчи
Этот итальянский математик выстроил последовательность цифр, где две предшествующие всегда дают в сумме последующую в этой бесконечной прогрессии. Позже о божественной пропорции говорили Леонардо да Винчи и философ Адольф Цейзинг.
Но как проявляется правило золотого сечения в живописи и фотографиях? Это, подобно правилу третей, визуально комфортное и правильное размещение объектов в кадре.
Золотые треугольники
Такой приём позволяет показать динамику. Задача фотографа — визуально провести диагональ через весь кадр. Из незадействованных углов на диагональ нужно опустить по одной перпендикулярной линии.
Используете золотые треугольники? Поставьте объект:
- на одной из линий или в месте их пересечения;
- в один из треугольников.
Правило диагоналей
Эффект, который делает снимки динамичным. Согласно такому правилу, важные части композиции нужно размещать по диагонали. Настроение кадра можно сделать:
- более спокойным — линия направлена из левого нижнего угла в правый верхний;
- стремительными, тревожными — линия направлена из левого верхнего в правый нижний угол.
Ведущие линии
Они отлично работают в роли направляющий, подводят зрителя к тому, на что нужно обратить внимание. Дорога, ж/д пути, лестница, даже полотно забора — всё это может направить взгляд зрителя. Привлекательно смотрятся как прямые линии, так и изогнутые.
Правило нечётных объектов
Оно гласит, что на нечётном количестве людей, предметов пользователю легче сосредоточиться. А вот если их 2, 4 и т. д., то они отвлекают внимание и выглядят даже иногда раздражающе.
Треугольники
Метод, которым пользуются при съёмке еды, украшений, декора. Портрет также можно снять с «треугольником». О чём идёт речь? О том, что на снимке можно выделить 3 вершины, важные точки. А если между ними визуально провести линии, получится треугольник. Например, человек стоит широко расставив ноги и подняв руку вверх. Ступни и ладонь — вершины треугольника, которые привлекают внимание.
Горизонт и голландский угол
«Заваленный», наклонный горизонт принято считать дефектом. Но есть случаи, когда это композиционная особенность. В этом случае камера наклоняется вбок достаточно сильно (например, на 10 градусов и более), чтобы сымитировать наклон головы. Эффект может показать динамику. Также используется для напряжённых сцен, хорошо сочетается с правилом диагоналей, ведущими линиями.
Равновесие
На снимке можно разными способами создавать акценты. Например, крупные объекты визуально «утяжелят» область.
Как проще всего уравновесить кадр? Поставить объект съёмки по центру. В этом случае не всегда будет соблюдаться правило третей. Например, если модель стоит далеко и не может дотянуться до заветных линий и точек их пересечения. В этом случае можно:
- добавить в кадр элементы, которые будут расположены на линиях или их точках пересечения. Но в этом случае есть риск отвлечь внимание от самой модели;
- пересмотреть размещение модели в кадре. Например, поставить её ближе;
- обыграть подачу, нарушив эту композиционную основу.
Второй способ уравновесить снимок — расположить в другой части кадра ещё один объект. Важно: цвет помогает нам изменить визуальный вес предмета. Более тяжёлые: яркие, красный и его оттенки. Лёгкие: пастельные, полупрозрачные. Чёрный и другие очень тёмные чаще выглядят «легче» ярких красных, бордовых (им проще слиться с фоном).
Уравновесить композицию из двух фигур можно движениями. Пример: одна модель подняла левую руку, а вторая — правую.
Если человек идёт в сторону, а перед ним нет пространства, снимок выглядит странно и вызывает дискомфорт. Особенно если за движущимся человеком есть свободное пространство. Если делаем акцент на взгляде или движении в сторону, перед лицом нужно оставить пространство. Чем больше динамики, движения (или агрессии) нужно показать, тем больше места оставляем.
Композиционные ошибки — допустимы ли?
Многие классические ошибки сегодня можно назвать современным взглядом, авторской задумкой. Об этом мы уже говорили в статье про брак на фото. Например, обрезанные макушки знаменитостей на страницах глянцевых журналов уже стали нормой.
Но мы рекомендуем на первых порах обойтись без обрезанных частей тела, заваленного горизонта и соблюдать правила композиции. Особенно это важно новичкам. Так как это поможет понять основы и компоновать предметы в кадре. А если вы уже умеете это делать правильно и хорошо, то всегда найдётся место для экспериментов!
Источник
Выстраиваем композицию в фотографии: золотое сечение и правило третей
Что отличает фотографию новичка от профессионала? Свет? Сочетания цветов? Грамотная композиция!
Композиция — важнейший аспект фотографии, правила хорошей композиции можно и нужно использовать для создания визуально привлекательных и интересных кадров.
Если максимально упрощать, композиция — это то, как расположены разные объекты в кадре. Даже самая минималистичная фотография самых обыденных вещей может выглядеть впечатляюще только за счёт правильной композиции.
Есть множество композиционных приёмов, но большинство из них так или иначе связано с двумя базовыми правилами, которые фотография почерпнула из живописи, а живопись, в свою очередь, из мира природы. Эти два приёма (или, если угодно, закона): золотое сечение и правило третей.
Золотое сечение в фотографии
Фотография: Youtube-канал Reg Does Stuff
У золотого сечения долгая история: первое его упоминание в геометрии можно найти ещё в «Началах» Евклида, а настоящую популярность в качестве художественного приёма «божественная пропорция» (другое популярное название этого правила) обрела в эпоху Возрождения.
Золотое сечение основано на математической пропорции, которую можно найти во многих природных и искусственно созданных объектах. Суть пропорции такова: большая часть относится к меньшей части так же, как целое к большей части. Выраженное математически отношение составляет 1,618: то есть у прямоугольника построенного по золотому сечению меньшая сторона будет равна 1, а большая 1,618. В процентном отношении большая часть — 62%, а меньшая — 38%.
Часто для выражения принципа золотого сечения используют такую визуальную схему:
Знаменитая спираль «золотого сечения» получается следующим образом: в прямоугольнике выделяем квадрат, оставшаяся часть представляет собой прямоугольник. Далее этот меньший прямоугольник снова делим на квадрат и прямоугольник. И так далее. Размеры квадратов соответствуют последовательности цифр Фибоначчи, основанной на золотом сечении. Изображение: en.wikipedia.org
Такое соотношение можно увидеть в спиральных узорах морских раковин, расположении листьев на стеблях растений, пропорциях многих архитектурных и художественных произведений на протяжении всей человеческой истории и даже в человеческом теле (недаром многие античные статуи основаны именно на этом правиле).
Фотография: Ansel Adams / photographyhero.com
Как же применить этот «завиток» к фотографии? Для этого чаще всего пользуются упрощённым вариантом, в котором кадр делится на девять частей, пересечения которых выражают всё ту же «божественную пропорцию»:
Мысленно поместите линии выше на видоискатель вашей камеры, а затем расположите объекты съёмки или точки интереса на этих линиях и их пересечениях. Вуаля, ваша фотография автоматически становится приятной глазу, независимо от культурного бэкграунда и насмотренности вашего зрителя.
Но давайте признаемся честно: точно использовать именно такую пропорцию не самое простое занятие, поэтому для нашего удобства существует другой композиционный приём — правило третей.
Правило третей в фотографии
Главное отличие между этими приёмами — соотношение сторон. Золотое сечение делит прямоугольник на несколько неравных частей, а правило третей на три равных части по вертикали и три равных части по горизонтали. Просто, удобно, а главное эффективно! А ещё сетку, основанную на правиле третей, можно включить в любой современной камере — на заднем дисплее или в электронном видоискателе.
Красным выделены лучшие места для расположения точек интереса. Фотография: photutorial.com
Вам остаётся расположить ключевые элементы вашей фотографии на этих линиях или их пересечениях. Человеческий глаз естественным образом притягивается к точкам интереса, и, размещая эти точки на пересечениях сетки, итоговая картинка будет выглядеть хорошо сбалансированной и визуально приятной.
Делая пейзажный снимок, вы можете расположить горизонт по одной из горизонтальных линий, а деревья или другие объекты по вертикальным. Примеры использования правила третей в пейзажной фотографии:
Жёлтым выделена линия горизонта. Фотография: photographyproject.uk
Горизонт расположен в нижней горизонтальной трети, а здание находится на пересечении горизонтальной и вертикальной линии. Фотография: fujifilm.blog
Снимая портрет, расположите человека на одной из вертикальных линий, оставляя место между краем фотографии и его головой. Другие 2/3 можно оставить незаполненными или, к примеру, добавить туда объект на заднем плане. Также, если человек смотрит не в объектив, а вбок, оставляйте больше места с той стороны, куда он смотрит. А когда делаете «хэдшот» — расположите глаза модели на пересечении линий.
Портрет с пространством. Фотография: mastinlabs.com
«Хэдшот» в портретной ориентации. Фотография: photutorial.com
Исключения и другие приёмы композиции
Важно отметить, что и золотое сечение, и правило третей — это лишь рекомендация, а не жёсткое правило без исключений. Бывают случаи, когда сознательно нарушив правило, вы сможете создать более интересную и динамичную композицию.
«Голландский угол» — приём в кинематографе и фотографии для создания напряжения в кадре, нарушающий стабильность правила третей. Фотография: ArtHouse Studio/pexels.com
Есть и другие композиционные приёмы, «противоречащие» названным выше правилам.
Объект по центру. Само собой разумеющийся и простой способ сконцентрировать внимание на объекте — расположить его по центру. С точки зрения композиции такой кадр может смотреться не очень интересно, но если изображение визуально перегружено множеством отвлекающих деталей, вы поможете зрителю выделить главное.
Фотография: Przemyslaw Kruk / behance.net
Симметрия. Логично располагать центр симметрии посередине, а не на одной из третей. Хорошо подходит для архитектурных фотографий и абстракций.
Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com
Линейная перспектива. Уходящие вдаль параллельные линии как-будто сближаются — расстояние между ними визуально уменьшается, и в итоге они сходятся в «исчезающей точке» на горизонте. Частный случай линейной перспективы — повторяющиеся элементы, которые находятся друг за другом от переднего плана к заднему. Когда мы используем линейную перспективу в качестве композиционного приёма, нам важнее создаваемое ей ощущение глубины, нежели точное расположение объектов по линиям третей.
Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com
Увеличение и уменьшение «веса» объекта в кадре.
Если правило третей рекомендует расположить горизонт по одной из горизонтальных линий, то для того, чтобы субъективно увеличить размер объекта сдвиньте горизонт к нижней части кадра.
Фотография: Michael B. Stuart / fstoppers.com
Чтобы наоборот субъективно уменьшить размер объекта — добавьте больше пространства вокруг него.
Экспериментируйте с различными композициями, чтобы найти наилучший вариант для конкретной ситуации и конкретного объекта. Однако, не стоит забывать, что использование золотого сечения или правила третей — универсальный вариант, который никогда не испортит ваш кадр.
Источник