Почему линза рыбий глаз размытая

Исправление искажений объектива «Рыбий глаз»

Хотелось бы немного более развёрнуто описать проблему исправления искажений объектива «рыбий глаз». В предыдущем уроке я уже затрагивал данную тему. Поскольку фотография, которую я использовал в том уроке, не совсем была подходящая, то мне не удалось подробно описать работу фильтра Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол). Для сегодняшнего урока я выбрал подходящую фотографию и хочу вам ещё раз более подробно продемонстрировать работу данного фильтра. Думаю, это не будет лишним.

Если вы ещё не прочитали мой предыдущий урок Фильтр «Адаптивный широкий угол» в Фотошоп, то я рекомендую вам это сделать. Так как в нём рассказывается не только о работе рассматриваемого фильтра, но и о большом арсенале параметров, входящих в его рабочее пространство.

В сегодняшнем уроке я хотел бы вам показать, как Инструмент ограничения (C) может воздействовать на искажённые кривые края на фото, сделанное широкоугольным объективом или объективом «рыбий глаз». Исправление искажений эта работа для фильтра «Адаптивный широкий угол». Но без инструмента ограничения (C) всё остальное в какой-то степени бесполезно. Я буду работать только в Adobe Photoshop.

Проще говоря, этот инструмент ограничения (C) выпрямляет изогнутые края на фото. Ниже я продемонстрирую вам, как нарисовать линию над изогнутым краем и как эта линия корректирует кривую. В большинстве случаев, если в метаданных фотографии информация об объективе доступна, то нарисованная линия автоматически будет повторять изогнутую форму края. Больше ничего не потребуется, кроме как провести линию. Иногда, если информация об объективе не доступна для Photoshop, нужно нарисовать линию, а затем вручную её корректировать, чтобы следовать кривому краю фото. Я продемонстрирую вам два способа.

Выбор фото

Ну как вам искажённая фотография?

Как видите, эта фотография была сделана под подходящим нам углом широкоугольным объективом. Она отлично подойдёт для эксперимента.

Constraint Tool (C) (Инструмент ограничения)

Для начала преобразуйте слой в смарт-объект. Теперь давайте перейдём в рабочее пространство фильтра Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол), кликнув по меню Filter (Фильтр). Если вы используете моё изображение, то обратите внимание, как только открылось рабочее пространство фильтра, в раскрывающемся списке Correction (Исправление) автоматически установилось значение Fisheye (Рыбий глаз). В нижних параметрах так же изменились значения. Всё потому, что Photoshop использует метаданные изображения и нам уже ничего делать не нужно.

Хочу сразу предупредить, что, если вы используете мою фотографию, то можете шаг за шагом следовать за мной. В случае, если вы используете свою фотографию, то моя фотография будет вам в качестве примера, а исправлять искажения вам придётся самостоятельно.

Убедитесь, что у вас активен инструмент ограничения (C). Теперь давайте проведём линию вдоль фотографии по одной из кривых. Поскольку данный инструмент исправляет искажения, то убедитесь, что в данном месте, где вы проводите линию, действительно необходимо корректировать искажение или выпрямление. Очевидно, что тротуар перед магазином должен быть ровным, поэтому кликните в месте, где начинается тротуар, и перетащите линию вдоль всего магазина по тротуару.

Что же произошло? Чтобы исправить искажение фильтру пришлось сместить нижнюю часть фотографии вверх. Это нормально, потому что другие исправления, которые мы будем делать, немного опустят эту область. Продолжаем рисовать линии на каждой кривой, которую вы увидите. В общей сложности у меня получилось около 15 линий. Посмотрите результат.

Получилось довольно неплохо. Причина, по которой тротуар всё ещё выглядит некорректно, заключается в том, что закончилось содержимое слоя. Здесь пустая область, не с чем работать.

Коррекция линий вручную

Мне повезло, что не нужно было вручную корректировать какие-либо линии, которые я рисовал. Если бы моя фотография не содержала никаких метаданных, мне бы пришлось всё корректировать вручную. Но даже если так, то скорректировать нарисованную прямую линию не составит огромного труда. Всё, что нужно сделать, это кликнуть и перетащить. Я сейчас покажу, как это делается.

Давайте представим, что я провёл прямую линию, и она осталась прямой. Чтобы согнуть её, необходимо кликнуть по центральной опорной точке и переместить её в нужном направлении, пока линия не совпадёт с кривой, которую необходимо выпрямить. В примере ниже я немного перестарался, потому что хочу, чтобы вы увидели, где я кликнул и куда перетащил линию.

Если бы я проделал всю работу с исправлением фото вручную, то добился бы такого же блестящего результата, как и ранее, только на это ушло бы немного больше времени.

Читайте также:  Купальники для кесарева сечения

Финальное изображение

При достижении желаемого результата, нажмите кнопку OK, чтобы закрыть рабочую область фильтра «Адаптивный широкий угол» и вернуться в обычное рабочее пространство. Затем я воспользовался инструментом Crop Tool (Кадрирование), чтобы избавиться от пустых областей. Конечный результат выглядит гораздо менее искажённым, нежели оригинал.

Надеюсь данный урок дал вам более подробную информацию о том, как использовать фильтр Adaptive Wide Angle (Адаптивный широкий угол), а так же, как работает инструмент ограничения (C) в Adobe Photoshop.

Источник

Взгляд на мир «рыбьим глазом»

За время, прошедшее с того дня, когда человек впервые получил фотографическое изображение, техника для светописи прошла огромный путь эволюции. В том числе и основной элемент этой техники — ее глаз, объектив. В настоящее время существует множество объективов, различающихся по области применения, фокусным расстояниям, светосиле, оптическим схемам да и по габаритам и весу в конце концов! И от примитивного пинхола ценой в пару-тройку долларов до супертелеобъектива за несколько десятков тысяч долларов расстояние такое же, как от первого колеса древнего человека до космической орбитальной станции. И все же в этом видовом разнообразии есть класс объективов, который стоит особняком.

Текст и фото: Арсен Алабердов.

Fisheye, или «рыбий глаз» (а именно так звучит его название в переводе с английского), — класс объективов, пожалуй, самый неоднозначный и, наверное, самый недооцениваемый. Термин fisheye придумал в 1906 году американский физик-оптик Роберт Вуд для объективов со сверхшироким углом, создающих характерное полусферическое изображение, предположительно похожее на то, как рыба видит небо из воды. Такой объектив понадобился Вуду для ряда экспериментов, а практическое применение этого объектива началось в 1920 году в метеорологии для изучения движения облаков. Массовое производство фишаев для фотографии началось в начале 1960-х, и какое-то время они были в моде из-за необычного и очень броского характера изображения. Со временем мода прошла, но объективы такого рода заняли свое уникальное место в фотографическом инструментарии.

Теперь стоит разобраться, что же это такое — фишай. Этот тип объективов относится к сверхширокоугольным: угол охвата изображения составляет примерно 180 градусов. В этом главное его отличие от обычной оптики: широкоугольники с таким же ФР обеспечивают меньший угол. Другое отличие в том, что в фишае нет линз, корректирующих искажения, и поэтому изображения, полученные с его помощью, имеет характерную сильную сферическую дисторсию.

С углом охвата связана первая трудность, с которой может столкнуться новичок при выборе подобного объектива. Кроме деления на фиксы и зумы, они делятся по типу получаемого изображения на циркулярные и диагональные. Картинка диагонального фишая имеет угол 180 градусов по диагонали — отсюда и название. Картинка циркулярного представляет собой круг, вписанный в прямоугольник изображения, получаемого с матрицы, и имеет угол в 180 градусов по всем направлениям. Но при покупке нужно знать, для какого формата камер предназначена выбранная вами модель, так как циркулярный фишай для полного кадра на камере с кропнутой матрицей превращается в некоторое подобие диагонального, а диагональный — и вовсе в широкоугольник с заметной сильно выраженной дисторсией. Но главные сложности, конечно, начинаются при съемке. Фишай дает огромное поле зрения, в корне отличающееся от того, что вы можете увидеть в реальности. Кроме преимуществ, это создает ряд проблем. Начиная с самых банальных — угол обзора настолько велик, что фотографу приходится заботиться о вещах, думать о которых до того даже в голову не приходило! Например о том, чтобы в кадр не попадали собственные руки, ноги или даже козырек от кепки! При использовании штатива нужно следить за расположением ножек, если, кончено, их присутствие на фотографии вами не запланировано.

Другая особенность будет неприятна для фотографов, привыкших использовать в работе фильтры. Внешняя линза объективов этого типа имеет сильно выпуклую форму, что делает невозможным применение фильтров на большинстве современных моделей. Лишь на некоторых (например, на отечественном «Зенитаре») предусмотрена возможность установки фильтров со стороны байонета.

Эта же самая характерная форма делает проблематичной съемку в плохих погодных условиях: малейшие признаки снега и дождя тут же оставляют следы на рабочей поверхности. Бленда, частично решающая проблему, в случае с фишаем, как вы понимаете, не поможет. Сверхширокий угол делает ее применение невозможным. Та бленда, которая есть в частности на используемом мной зуме Pentax DA 10-17/3,5-4,5 настолько мала, что блендой ее можно назвать лишь условно. К тому же выпирающая передняя линза и в обычных условиях очень подвержена загрязнению. И опять же выручающий в таких случаях защитный фильтр, как уже было сказано выше, на фишае неприменим.

Читайте также:  Смартфоны с оптикой sony

Еще одной особенностью «рыбьего глаза» является его глубина резко изображаемого поля. Надо ли говорить, сколь важной составляющей зрительного восприятия является малая ГРИП. Добиться такого эффекта в нашем случае не удастся: даже на открытых диафрагмах резкость будет практически одинаковой на расстояниях от нескольких десятков сантиметров и до бесконечности. Так что красиво размытый фон получить не удастся!

Отдельного слова заслуживает съемка спортивных сюжетов — пожалуй, самая традиционная область применения подобной оптики. Сложность в этом случае состоит в том, что для получения характерной «фишайной» картинки фотограф должен приблизиться к объекту съемки на максимально близкое расстояние. Хорошо, если вы снимаете соревнования по шахматам, а если нет? В любом другом виде спорта такие ракурсы грозят травматизмом как фотоаппаратуре, так и самому фотографу! В моей практике был случай, когда мне чувствительно досталось ручкой спортбайка на соревнованиях по стантрайдингу (исполнению трюков на мотоциклах). А уж сколько раз обдавало пылью и гравием на мотокроссе…

Но все перечисленные сложности — лишь технические нюансы. Основная проблема при съемке фишаем заключается в том, что это совсем другой взгляд. Даже самые обыденные вещи, даже самые простые сюжеты в интерпретации «рыбьего глаза» меняются до неузнаваемости. Все, что вы знали до этого о правилах фотографии, о перспективе, о построении кадра, в случае с этими объективами перестает работать. Но ведь если задуматься, в этом-то и состоит прелесть фишая — в нарушении всех правил и привычных взглядов! В способности преобразить обыденность — иногда до неузнаваемости. И даже те недостатки, о которых было сказано выше, можно превратить в достоинства. Например, снять завораживающую горную панораму с собственными ботинками, свисающими с обрыва. Или пейзаж с цветком на переднем плане и заснеженными вершинами на заднем — глубина резкости позволит это сделать. К тому же даже для этого объектива существуют правила и закономерности, освоив которые можно управлять получаемым эффектом. Я, например, в своей практике очень часто использую фишай в съемке пейзажей, причем по некоторым снимкам трудно понять, что они сделаны именно фишаем. Это связано с особенностями изображения: сильно искажаются объекты, расположенные ближе к краю. Находящиеся же по центру искажены только в том случае, если находятся достаточно близко к точке съемки. Соответственно, если снять пейзаж, в котором нет объектов на переднем плане, а также вертикальных или горизонтальных объектов у его краев, то он получится вполне «классическим». И наоборот: если расположить на переднем плане какой-то объект (например, одиноко стоящее дерево) или же сделать снимок в лесу, то можно получить интересный, весьма эффектный снимок.

Очень выразительным инструментом становится линия горизонта: если расположить ее выше середины кадра, получается выпуклая линия (при взгляде на такие кадры так и хочется воскликнуть: «Она действительно круглая»!); если ниже — соответственно, вогнутая, ну а если расположить точно по центру, то горизонт получится привычным, ровным. То же самое касается и архитектурной съемки: можно делать характерные «гнутые» фото или получать практически «нормальные» фотографии тех же небоскребов «Москва-Сити» (правда, для этого иногда все-таки может понадобиться небольшая коррекция в графическом редакторе).

Возникает вопрос: зачем использовать фишай для получения «нормальных» изображений? Все дело в угле обзора: фотограф имеет возможность сделать панорамный кадр одним нажатием кнопки спуска. Это хорошая альтернатива панорамной съемке при отсутствии времени, штатива или просто желания. К тому же хороший «рыбий глаз» имеет специальное многослойное покрытие, которое позволяет спокойно снимать против солнца, и я часто умышленно включаю его в кадр. Снимки с шестилучевой сияющей звездой по имени Солнце на синеве неба выглядят очень эффектно.

Таким образом, зная и умело применяя особенности фишая, им можно снимать в любом жанре — даже в свадебной и портретной фотографии. И в любой жанр он вносит свежесть и нестандартность, заставляет экспериментировать, искать новые ракурсы. Вы готовы к этому? Значит пора в магазин — выбирать «рыбий глаз»! А выбирать, к счастью, есть из чего. Неважно, камерой какого бренда вы пользуетесь, неважно, полнокадровая она или нет, — вы всегда сможете выбрать фишай на свой вкус и кошелек. Возможно, кто-то сразу замахнется на великолепный Canon EF 8-15 mm f/4 L Ficheye USM — зум из легендарной серии L, с ультразвуковым приводом, ценой в 50 тысяч рублей, но начинающим целесообразно приобрести что-то побюджетнее, например, упоминавшийся в статье MC Зенитар 16 мм f/2,8 российского производства или белорусский MC Пеленг 8 мм f/3,5 А. Также не сильно обременят бюджет Samyang 8 mm f/3.5 AS IF MC Fish-eye CS или однотипный Bower MF 8/3.5 Fisheye, но при этом нужно помнить, что все они представляют собой неавтофокусные объективы. Промежуточным решением являются объективы более именитых производителей — это Tokina AT-X 107 DX AF 10-17 mm f/3.5-4.5 Fish-Eye либо целый ряд моделей от SIGMA, в том числе уникальный Sigma AF 4.5 mm f/2.8 EX DC HSM — циркулярный фишай для фотоаппаратов формата APS. Возможно, став счастливым обладателем одного из них, через некоторое время вы, так же как и я, не будете выходить на фотоохоту без фишая в кофре.

Читайте также:  Что такое оверкоррекция в оптике

1. Фрески Дионисия. Монастырь в деревне Ферапонтово является одним из памятников истории, включенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Удалось включить в изображение максимально возможную часть помещения, при этом дисторсия не только не мешает, но и придает картинке выразительность. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

2. Храм. С помощью особенностей объектива удалось поместить в кадр с небольшого расстояния не только сам величественный храм, но и красивейшую окружающую панораму. Обрезав малоинформативные верхнюю и нижнюю части кадра, мне удалось усилить эффект панорамного кадра. Камера Pentax K20D, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye.

3. Йоер и стрекоза. Граффити и йойинг — характерные направления молодежной субкультуры, и фишай как нельзя более подходит для их съемки. Так же, как и они, «рыбий глаз» нарушает правила и бросает вызов устоям.

4. Мой друг, умеющий летать. Изогнутая линия горизонта гармонично перекликается с дугой крыла параплана, являясь как бы его зеркальным отражением. Облачное вечернее небо добавило картинке драматизма. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

5. Вологда. Такое изображение — одна из изюминок фишая. Вот такую картинку уже невозможно получить ничем другим. Вообще с фишаем стоит чаще смотреть вверх — можно увидеть много интересного и необычного! В данном случае удалось вместить в кадр (причем довольно эффектно) строения, расположенные ровно в противоположных направлениях от точки съемки. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

6. В мире зеркал. Огромный угол «рыбьего глаза» позволил поместить в кадр и небоскребы, и их отражение в воде. Расположение линии воды близко к середине кадра, вертикальная ориентация и линии зданий, не приближающиеся к зонам наиболее сильной дисторсии — краям, позволили получить практически «нормальное» изображение. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

7. Кирилло-белозерский монастырь. Следы обуви и снегоходных гусениц на переднем плане придали снимку объем. Здесь видна невероятно большая глубина резкости фишая: четкими, без всякого намека на замыленность, получились как снег под ногами, так и стены и башня монастыря на заднем плане, в сотнях метров от объектива. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

8. Одиночество. Снимок был сделан в Западном Казахстане. Тут также очень кстати оказались и большая ГРИП, и большой угол — он позволил, поместив маленький росточек на передний план, показать как можно больше пространства вокруг, усилив этим эффект одиночества. Камера Pentax K7, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

9. Устремленные в небо. Размещение линии горизонта вплотную к нижнему краю кадра позволило эффектно ее изогнуть. При этом небо получилось огромной сферой, в которую устремлены высотки из стекла и бетона. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

10. Паутина. Этот мост, называемый Живописным, — излюбленный объект съемки. Но именно с помощью фишая удалось получить снимок, в котором ванты расходятся в небе, как раскинутые сети паутины. Изогнутая линия горизонта здесь так же сочетается с дугой ажурной металлической конструкции и придает картинке динамику. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

11. Огни большого города. Снимок сделан со штатива на длинной выдержке. Небольшая дисторсия заметна, но не портит общего впечатления от кадра. Для того чтобы снять этот сюжет другим объективом, понадобилось бы сделать панораму из нескольких кадров. Мало того что это гораздо более длительный процесс, который в дальнейшем еще потребует кропотливой работы в редакторе, но и сама съемка в такое время нескольких кадров с выдержками от нескольких десятков секунд до нескольких минут вызывает определенные сложности. Освещение за время, которое пройдет от первого и до последнего кадра, может очень сильно измениться. Камера Pentax K5, объектив SMC Pentax DA 10-17/3,5-4,5 Fish Eye

Источник

Оцените статью
Фотосайт о художественной фотографии