Образ воспитателя сквозь призму детского восприятия

Опыт работы на тему «Правовое воспитание дошкольников».

Работа с кадрами:

Изучение личности воспитателя в «Зеркале детского восприятия».

1. Во время наблюдения за взаимодействием детей и воспитателя обратить внимание на следующие моменты:

• содержание обращений ребенка к воспитателю, воспитателя к ребенку;

• эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

• доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

2. Провести беседу с детьми по следующим вопросам:

а) Хотел бы ты перейти в другой д/сад?

б) Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты
хотел перейти в другой д/сад?

в) Кого бы из воспитателей ты взял с собой? Почему?

г) Хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?
Записать беседу по следующей схеме:

а) Мотивы не осознаются (не может объяснить своё отношение).

б) Общая недифференцированная оценка («Она хорошая!»).

в) Оценка внешнего вида воспитателя («У неё красивая причёска!», «Она красивая!» и т.п.).

г) Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку («Потому что она меня целует!», «Она мне книжку подарила!» и т.п.).

д) Оценка информированности воспитателя, его знаний, умений («Она много знает!», «Хорошо рисует!» и т.п.).

е) Оценка деятельности, организованной воспитателем («Потому что она играет с нами на прогулке!», «Она нас учит рисовать!» и т.п.).

ж) Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции
утилитарного проявления («Она нас кормит» и т.п.).

з) Оценка нравственных качеств личности («Она добрая», «Никогда не сердиться», «Всегда весёлая» и т.п.).

и) Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности («Даёт дежурить по столовой», «Дает задание постирать куклам бельё» и т.п.)

б) А воспитатель играет с вами?

в) Почему не играет, не может или не умеет?

г) Воспитатель с вами о чём-нибудь разговаривает?

Источник

Задание 8. Воспитатель глазами ребенка

I. Выполнение исследовательского задания «Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия»

II. Совместная работа с воспитателем в организации режимных процессов в первую половину дня.

Цель: Изучение личности воспитателя в зеркале детского восприятия, представления детей о деятельности воспитателя, отношения к нему.

Учебно-исследовательские задания:

I. Наблюдение взаимодействия детей с воспитателем поможет вам выявить отношение ребенка ко взрослому. В ходе наблюдения обратите внимание на следующие моменты:

— содержание обращений ребенка к воспитателю;

Читайте также:  С чем связано наличие радужного ободка по краю линзы

— эмоциональная вовлеченность ребенка в общение;

— доминирующий тип поведения в присутствии воспитателя.

II. С целью определения мотивов отношения ребенка к воспитателю проведите беседу с детьми по следующим вопросам:

— хотел бы ты перейти в другой детский сад?

— если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?

— кого бы из воспитателей ты взял бы с собой? Почему?

— хотел бы ты быть похожим на воспитателя? Почему?

Детские ответы мотивировала известный белорусский детский психолог Е.А. Панько. Условно они были разделены по группам, знакомство с которыми поможет вам проанализировать ответы детей.

Детские ответы мотивировок отношения к воспитателю

Дети либо вообще на объясняют своего отношения, либо ограничиваются ответами типа «потому».

2. Общая недифференцированная оценка.

Дети пытаются мотивировать свое отношение к воспитателю следующим образом: « она хорошая». «потому, что люблю, она хорошая».

3. Оценка внешнего вида воспитателя: «она красивая», « потому, что она нарядная всегда, красивая».

4. Оценка по принципу личного отношения воспитателя к ребенку:

« потому, что она меня целует», « потому, что она меня не наказывает».

5. Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений: «она много сказок знает», « она все умеет делать».

6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: « потому, что она играет с нами на прощание», « она нас учит рисовать», « показывает кукольный спектакль».

7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с утилитарной позиции: «она нас кормит» и т.п.

8. Оценка нравственных качеств личности: « она добрая», «она ласковая», « она веселая такая».

9. Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности: « дает дежурить», «разрешает мне включать телевизор (если он есть в группе или что-либо другое)».

Запись беседы ведите по следующей схеме:

№ п/п Имя ребенка Ответы на вопросы Мотив

Каждый учащийся должен опросить не менее 6-8 детей

III.Рисуночный тест « Моя воспитательница» дополнит полученные данные о характере отношений дошкольников к воспитателю.

Ребенку предлагается лист белой бумаги, 6 цветных карандашей

(красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный), ластик, сообщается тема рисунка. Время выполнения задания не ограничивается. При выполнении задания отмечаются последовательность рисования, комментарии ребенка, эмоциональные реакции на изображаемое.

После выполнения задания выясните: «Кто тут нарисован?», «Что она (и) делает(ют)?»

Об отношении к воспитателю «говорит» реакция ребенка на предложение нарисовать своего воспитателя, стиль детского рисунка, его композиция, расположение фигур, последовательность их изображения, величина, декорирование, использование цвета. Образ любимого воспитателя создается с желанием, старанием, с него обычно начинается рисование, его располагают, как правило, в центре, себя, других людей — рядом, выносятся детали фигуры, одежды; используются разнообразные яркие цвета, ассоциирующиеся с положительными эмоциями. Изображение воспитателя сбоку, отдельно от детей, «стена», преграда между детьми и им, схематичность, небрежность, неоконченность рисунка, темные, однообразные цвета говорят о негативном отношении к человеку, его негативном восприятии.

Читайте также:  Прокат объективов в нижнем новгороде

IV. Для изучения представлений детей о деятельности воспитателя проведите беседу с детьми (Н. Я. Михаленко).

— А воспитатель играет с вами?

— Почему не играет? Не хочет или не умеет?

— Воспитатель с вами о чем-либо разговаривает?

— А хотел(а) бы ты быть воспитателем?

1. «Нарисуйте» образ воспитателя сквозь призму детского восприятия, опираясь на ответы детей и результаты тестирования.

2.Каковы мотивы отношения ребенка к воспитателю?

3.Каковы представления детей о деятельности воспитателя? Оцените их.

4. С кем из персонажей ассоциируется у вас воспитатель:

— с любящей играть и слегка легкомысленной Красной Шапочкой;

— со строгой, назидательной Мальвиной;

— с суровым и сердитым Карабасом-Барабасом;

— с «наседкой», опекающей детей и не дающей им сделать лишнего шага;

— со Спящей Красавицей, безразличной к детям;- с Мэри Попинс, умеющей увлечь детей и заинтересовать, представляющей им все для развития их способностей и самостоятельности.

05.11. 4ч. 8.00-12.00 Руководители практики

Воспользуйтесь поиском по сайту:

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2023 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с) .

Источник

Личность воспитателя в «зеркале» детского восприятия

Личность воспитателя в «зеркале» детского восприятия

Воспитатель – лицо, осуществляющее воспитание, принимающее на себя ответственность за условия жизни и развитие личности другого человека.

Воспитатель дошкольного образовательного учреждения одновременно выступает субъектом и объектом познания детей. Поэтому и результативность его труда обусловлена, не только умением понять ребёнка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют его облик, поведение, возможности, как относятся к нему. И как верно и тонко подметил « десятки детских глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз».

Воспитатель также должен быть высоко нравственной личностью с чётко выраженной гражданской позицией.

Психология воспитателя детского сада формируется, проявляется и изменяется в процессе его профессиональной педагогической деятельности. В педагогической деятельности так же, как и в других видах деятельности, выделяют цель, мотивы, предмет, способы осуществления, результат.

Читайте также:  Объективы для canon eos m200

Предмет деятельности воспитателя – дети раннего, дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает. Основными орудиями труда воспитателя являются слово, жест, мимика, интонация. Особое значение в воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста имеет поведение воспитателя в целом. Воспитатель для дошкольника – первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его умение вписаться в человеческий социум и активно, с успехом взаимодействовать в нем. Целью нашего исследования было изучение отношений и представлений детей старшего дошкольного возраста личности воспитателя.

Показателями отношения дошкольников к личности воспитателя служат: содержание и частота обращений к нему, форма общения, характер ответных реакций на его воздействие, эмоциональная вовлечённость ребёнка в общение, доминирующий тип поведения ребёнка в присутствии определённого воспитателя.

Чтобы проверить (подтвердить или опровергнуть) это, мы провела опрос в старшей группе ДОУ № 83.

Беседа включала следующие вопросы:

Вопрос, задаваемый ребёнку

Ответ на поставленный вопрос

Тебе нравится ваша воспитательница?

Она нам много всего разрешает.

Хотел (а) бы ты быть похожим на воспитателя?

Какая она, ваша воспитательница?

Она весёлая и часто шутит с нами.

Ты бы хотел (а), чтоб у вас была другая воспитательница?

Чем мотивируется отношение ребёнка к воспитателю, какие функции, качества его он познаёт и оказывается способным оценить?

Результаты беседы внесены в таблицу:

Мотивация ответов

Характеристика мотива

Примеры ответов

Мотивы не осознаются

Дети не могут объяснить своё отношение

Общая недифференцированная оценка

Дети пытаются обосновать, мотивировать своё отношение к воспитателю

Она весёлая, добрая, хорошая и т. д.

Оценка внешнего вида воспитателя

Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребёнку

Оценка информированности воспитателя, его знаний и умений

Оценка деятельности, организованной воспитателем

Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного проявления

Оценка нравственных качеств личности

Она добрая, хорошая, часто шутит и т. д.

Оценка воспитателя за доверие к детям и воспитание самостоятельности

Она нам много всего разрешает

Анализ содержания мотивов отношения к воспитателю показывает, что у детей старших групп увеличивается степень осознанности детьми отношения к педагогу. Конечно, важную роль в этом играют возрастные особенности, изменение мотивационной, познавательной сферы дошкольников, развитие его представлений о людях, формирование к концу дошкольного детства новой социальной позиции и др. Но значимыми являются и особенности личности каждого ребёнка.

Свои представления и отношение к воспитателю дети выразили также в рисунках на тему «Моя любимая воспитательница», которую мы приводим в работе.

1. «Психология деятельности воспитателя детского сада»,- Минск, 1986г.

Источник

Оцените статью
Фотосайт о художественной фотографии