Софтбокс для накамерной вспышки

Сегодня многие фотомагазины активно предлагают купить софт-бокс для накамерных вспышек – оригинальный аксессуар, который, по заверениям компаний, их изготавливающих, способен существенно улучшить освещенность объектов при съемке. В данном материале мы попытаемся понять, способен ли накамерный софтбокс улучшить работу фотографа.

Что такое мобильный софтбокс для вспышки?

Софтбоксы - специальные устройства для рассеивания светового пучка импульсных источников света, хорошо известны фотографам, работающим в студии. По сути, софтбокс представляет собой тканевый непрозрачный короб квадратной или прямоугольной формы с белым матовым рассеивателем на выходе светового пучка, роль которого выполняет светопроницаемая белая ткань либо специальный материал, имеющий структуру, напоминающую соты. Подобное устройство при монтаже на студийный импульсный осветитель позволяет нивелировать тени при съемке и обеспечить объем при съемке с обилием полутонов и пластикой снимка.

Размер студийных софтбоксов весьма значителен и может превышать один метр (такие софтбоксы нередко применяют при ростовой модельной съемке). Кроме того, подобные устройства отлично подходят для работы модельных фотографов на пленере, где часто требуется обеспечить подсветку при контровом свете или нивелировать тени на модели, возникающие при солнечном свете.

Собственно говоря, создатели софтбоксов для накамерных вспышек пошли тем же путем, пропорционально уменьшив студийный софтбокс до необходимых размеров. Также поступают и те, кто пытается изготовить софтбокс для вспышки своими руками. Впрочем, это вполне логичный шаг с учетом того фактора, что мощность накамерной вспышки значительно ниже, чем у студийного моноблока.

Теоретическая эффективность софтбокса для накамерной вспышки

Перед тем, как мы перейдем к непосредственному тестированию софт бокса для накамерной вспышки, давайте немного поговорим о теории. Как известно, для эффективного освещения объекта съемки с помощью импульсного источника света необходима достаточно большая площадь светового пучка, который и должен обеспечить отражатель. Однако при изготовлении мобильного софтбокса возникает проблема, которая отсутствует для студийных устройств – его размер попросту не может превышать определенных значений. В лучшем случае можно изготовить софт-бокс размером 60х60 мм., однако пользоваться им будет крайне неудобно. Именно по этой причине те софтбоксы, которые продаются в магазинах, редко имеют габариты более чем 40х40 мм. Само собой, обеспечить эффективное рассеивание света для создания тех же ростовых портретов они не в состоянии. Не будем забывать и о таком моменте, как мощность накамерной вспышки, которая, повторимся, не так уж велика для формирования моделирующего светового пучка.

Практическое использование мобильного софтбокса для вспышки

Сегодня на рынке представлено достаточно много софтбоксов для накамерных вспышек, цена на которые различается в довольно широких пределах. На наш тест мы взяли популярный софтбокс Raylab RPF-SB1520-W, цена которого составляет, в среднем, немногим более двух тысяч рублей.

Софтбокс Raylab

Этот софтбокс для вспышки универсален, то есть подходит практически ко всем накамерным вспышкам и имеет размер отражающей поверхности в 15х20 мм. Конструктивно он предельно прост и представляет собой рамку со светопропускающей белой поверхностью. Остальные части изготовлены из плотной черной ткани, которая в местах контакта с «головой» вспышки оснащена липучками. Ставиться софтбокс также предельно просто – верхняя часть фотовспышки обматывается лентой из резиноподобного нескользкого материала, которая также имеет «липучки», к которым, собственно, и крепятся «лепестки» тыльной части мобильного софтбокса. К слову, в «корпусе» (если можно так выразиться) софтбокса имеются закрывающиеся липучками отверстия, которые при открытии должны, по идее, помогать рассеиванию светового пучка.

Съемка с использованием софтбокса

Перед тем, как испытать софтбокс в действии, мы с вами должны продумать методику, относительно чего следует сравнивать результаты съемок. Само собой, что отправной точкой для нас станет обычная накамерная вспышка. Именно с ее помощью мы будем делать первый кадр, после чего будем пытаться запечатлеть его же с помощью софтбокса. Итак, свой опыт мы решили поставить на фотографиях объектов, сделанных в помещении.

Фото со вспышкой "в лоб"

Как видим, кадр, сделанный обычной вспышкой, направленной «в лоб» объекта, сделал изображение «плоским», с глубокими тенями. Мы сознательно выбрали для экспериментов раковину, которая по определению будет выдавать сильные тени при съемке и при этом обладает сложной фактурой. Так вот, вспышка разрушила данную фактуру и кадр по определению можно характеризовать как некачественный.

Фото отраженным светом накамерной вспышки

При съемке, сделанной с отражением света вспышки от потолка, ситуация выглядит менее плачевной, однако сам снимок выглядит несколько более блеклым. Съемка же с софтбоксом позволила обеспечить достаточную проработку деталей снимка при сохранении того же уровня теней от объекта, что и в случае съемки с отраженным импульсом.

Фото с софтбоксом для накамерной вспышки

Надо сказать, что съемка тестового натюрморта производилась с расстояния чуть более одного метра. При попытках сделать снимок с более близкого расстояния очень часто можно наблюдать появление глубокой тени, которая создается самим софтбоксом вверху кадра. Это красноречиво говорит о том, что использовать сей «девайс» при съемке с близкого расстояния крайне нежелательно.

Итак, в каких съемочных ситуациях софтбокс для накамерной вспышки может оказаться эффективным? Исходя из наших оценок, его применения оправданно при съемках в больших помещениях, например, залах, где использование отраженного света вспышки не всегда удобно, а прямой импульс приводит к появлению сильных теней за объектами. Кроме того, софтбокс способен аккуратно подсветить тени при съемке портрета на улице. При этом, в отличие от обычной вспышки, он практически не дает бликов. По сути, он весьма неплохо «работает» при репортажной съемке и может стать неплохим дополнением к списку аксессуаров фотографа.

К сожалению, при попытке съемки объектов в контровом свете мобильный софтбокс показал не лучшие результаты. Причиной этого служит тот факт, что его габаритные размеры малы для эффективного рассеивания светового пучка, а самой мощности вспышки попросту недостаточно для того, чтобы эффективно подсветить объект против ярких солнечных лучей.

Какой софтбокс для накамерной вспышки выбрать?

Итак, мы приходим к выводу, что в определенных съемочных ситуациях мобильный софтбокс для накамерной вспышки может использоваться с достаточным уровнем эффективности. Однако для получения лучшего результата имеет смысл брать модели с как можно большей площадью рассеивающей поверхности. Кроме того, желательно применять софтбокс со вспышками, имеющими большую мощность, поскольку данный аксессуар существенно снижает интенсивность светового импульса. К слову, о выборе фотовспышки бюджетного класса и том, как ей пользоваться, вы можете также узнать на нашем фотосайте. Однозначно можно рекомендовать данное решение фотографам-репортажникам, а также «свадебщикам» для съемки внутри помещений и как инструмент для дополнительной подсветки при съемке на улице в солнечный день. Конечно, студийную вспышку и софтбокс подобная комбинация не заменит, но эффект будет несколько лучше, чем при использовании обычной вспышки, лишенной данного аксессуара. Кроме того, накамерная вспышка с установленным софт боксом может эффективно применяться для подсветки переднего плана при ночной пейзажной съемке, как, например, на данном снимке:

Ночное фото разрушенного дома