Какой фотоаппарат купить начинающему фотографу?

Этот вопрос мучает, без сомнения, каждого, кто «вырос из штанишек» смартфона и желает освоить азы фотографии на более высоком уровне. В интернете очень часто можно видеть вопросы о том, какой зеркальный фотоаппарат купить начинающему и прочие в том же ключе. Задают их и нам, и в данной публикации мы постараемся максимально полно рассказать об особенностях выбора фотоаппарата для новичка.

Хочу зеркалку!

Этот девиз почему-то является основным для всех новичков, желающих освоить фотографическое поприще.  При этом внятно ответить на вопрос о том, для чего человеку нужна именно зеркалка, не может никто, однако каждый фотолюбитель уверен, что именно зеркальный фотоаппарат (ну или системная камера со сменной оптикой) позволят ему быстро достигнуть вершин мастерства. Увы, реалии оказываются гораздо более приземленными, и полученные снимки часто мало отличаются от тех, которые делались на смартфон.

С чем это связано? Ответ очевиден – купленная зеркалка используется, по сути, в том же авторежиме, алгоритмы которого совершенно одинаковы у профессиональной камеры, любительской «мыльницы» или смартфона. Большинство покупателей камер со сменной оптикой в принципе не используют сменные объективы или ограничиваются покупкой одного дополнительного телезума, что,  не только не позволяет раскрыть потенциал аппарата, но и не дистанцирует камеру от обычного компакта. Все это значит только одно – покупать зеркальный фотоаппарат новичку нет никакого смысла, ведь неизвестно, насколько увлечет его фотография, а любой современный компактный аппарат (желательно ультразум) оказывается гораздо удобнее в использовании и способен дать совершенно тот же результат при съемке (при наличии, конечно, определенных навыков и знаний). Об особенностях съемки мыльницей как в любительских, так и профессиональных целях мы расскажем в отдельном материале.

Как правильно выбрать фотоаппарат новичку?

Несмотря на то, что сегодня рынок заполнен  фотокамерами самого разного типа, выбрать из них подходящую не так уж и просто. Главный вопрос, на который должен ответить начинающий фотограф – что именно он планирует снимать? Как правило, задачи большинства новичков ограничиваются бытовыми сюжетами, однако даже в них встречаются довольно сложные ситуации, например, съемка детей в движении или фотографирование концертных выступлений. По этой причине мы приведем несколько критериев, по которым и следует осуществлять выбор:

    1. Тип камеры. Как мы уже говорили, покупать зеркалку новичку нет никакого смысла как с точки зрения затрат, так и конечного результата. Соответственно, остановимся на недорогой, но хорошей фотокамере – цифровом компакте. Имеет смысл обратить свое внимание на модели с большим диапазоном фокусного расстояния или, проще говоря, с эффективным зумом. Оптимальным значением являются величины от 10 и до 30 крат. Модели с кратностью в 50 крат и более, конечно, хороши для съемки дикой природы, однако серьезно «мылят» картинку на конечных значениях, имеют значительные габариты да и ценник.
    2. Управление. Вот этот аспект в выборе крайне важен. Сегодня большинство цифромыльниц, включая ультразумы, имеют автоматические алгоритмы съемки, вмешиваться в которые пользователь (то есть сам фотограф) может крайне ограниченно. Выбирайте модели с полноценным ручным режимом – с ростом профессионального мастерства он позволит вам получать отличные фотоснимки, на которые даже владельцы дорогих зеркалок будут смотреть с восхищением. Ограничив же себя «автоматом», вы вполне можете столкнуться с тем, что в ряде случаев захотите изменить те или иные настройки, но сможете это сделать крайне ограниченно. Достаточно сказать, что такие автоматизированные камеры имеют минимальное значение выдержки в одну секунду, что не позволит вам качественно снять вид ночного города или иной сложный сюжет без увеличения значений чувствительности. Отсутствие же возможности надежного управления диафрагмой не даст вам возможности размыть задний фон на снимке. Поэтому наличие режимов PASM на камере – идеальный вариант при покупке даже первого своего фотоаппарата. Лишними не будут, а если увлечетесь – получите отличный инструмент для творчества.
    3. Лаг затвора. Этим научным термином обозначается на редкость простая штука – время, которое проходит от момента нажатия кнопки спуска до непосредственного срабатывания затвора и получения снимка. Этот аспект крайне актуален для компактов, и у многих моделей лаг затвора может составлять одну секунду или даже больше.  Фотографируя детей или, к примеру, концертное выступление, вы легко пропустите нужный момент даже с самой замечательной реакцией. Узнать, насколько «тормозит» выбранная камера, вы заранее не сможете – проще сразу в магазине попробовать снять, например, движение рукой перед объективом и субъективно оценить данный фактор. Есть аппараты, у которых лаг почти не заметен, однако он часто имеет место быть у фотокамер ряда производителей «второго эшелона». К слову, подобным поведением «грешили» некоторые ультразумы от Samsung, однако сегодня их на рынке, в общем, нет – производитель свернул свое присутствие в фотографическом секторе.
    4. Наличие видоискателя. Ряд бюджетных компактных фотоаппаратов не имеет встроенного электронного видоискателя, предлагая пользователю использовать для визирования экран. Конечно, такой подход вполне привычен после того же смартфона, но следует помнить о том, что экран большинства камер сильно «слепнет» и бликует на солнце. По этой причине старайтесь выбирать камеру с электронным видоискателем. Вне зависимости от его качества он позволит легко наводиться на объект съемки при любом освещении.

Дополнительные аспекты выбора компактного фотоаппарата для новичка

Сегодня большинство компактных фотоаппаратов предлагает ряд дополнительных возможностей для съемки. Разные фильтры и прочие аспекты мы рассматривать не будем, поскольку практического смысла в них нет, а получить сходный эффект легко можно при постобработ\ке снимка. Рассмотрим самые основные функции, которые могут реально потребоваться для творчества и степень их реальной «полезности»

  • Поддержка RAW. Очень часто наличие «сырого» формата RAW в фотокамере записывают в абсолютное достоинство. Этот аспект позволяет производителям компактов бессовестным образом задирать цену аппаратов, в которых подобный формат имеется. На практике внутрикамерные алгоритмы обработки обычных файлов JPEG вполне себе не плохи, а учитывая тот факт, что матрица в цифромыльнице имеет малый размер, то полученный с ее помощью RAW-файл имеет очень мало возможностей для обработки. По сути, при грамотной обработке JPEG с использованием того же приложения Adobe Lightroom вы получите практически идентичные результаты. Отсюда вывод – если RAW есть в выбранной модели – хорошо, пусть будет. Но если его нет или сходная модель с его поддержкой  значительно дороже, переплачивать не стоит совершенно.
  • Time-lapse. Этот режим цейтраферной съемки имеет множество современных камер, при том, как в старых моделях он отсутствует. Скажем сразу, его наличие – вещь полезная и вполне может пригодиться для съемок интересных видеороликов. В общем, полезная опция, которой можно найти применение.
  • Управление со смартфона по Wi-Fi.  Еще одна новомодная функция, которая преподносится как безусловное преимущество. На практике удаленное управление вам может потребоваться, вероятно, в одном случае – если вы решите снимать пугливых животных, установив камеру и управляя ее на расстоянии. В бытовом применении опция вряд ли сколь-либо серьезно может понадобиться, при том, что работа по Wi-Fi – штука энергозатратная и весьма быстро «сажает» батарею. К слову, имеет смысл выбирать камеру, работающую от обычных «пальчиковых» аккумуляторов – они дешевы и широко доступны.

Фотоаппарат какого производителя предпочесть: Canon или Nikon, а может быть, Sony?

Пожалуй, самой распространенной проблемой для новичков является определение марки фотоаппарата. При этом большинство склоняется к выбору камер из тех, что указаны в заголовке. На практике достаточно сказать одно – все бюджетные фотокамеры этих производителей имеют матрицы со сходным размером и характеристиками, собираются на заводах Китая или Малайзии (иногда еще и Тайваня) и никак не различаются по качеству итогового изображения. В общем, на марку фотокамеры можно смело закрывать глаза и выбирать ту модель, которая покажется вам наиболее удобной и соответствующей иным критериям. Впрочем, не советуем увлекаться уж чересчур экзотическими продуктами вроде китайских брендов. Исполнение таких аппаратов может оказаться не на высоком уровне, да и оперативность в работе часто оставляет желать лучшего. В остальном же – только личное знакомство с аппаратом и только пробы. Увы, как показывает практика, общение с менеджерами торговых сетей редко дает сколь-либо правдивую характеристику той или иной фотокамере.

Сколько должно быть мегапикселей?

Еще одной распространенной «проблемой» для новичков является дилемма, навязанная производителями – количество мегапикселей в фотокамере. Увы, все современные компакты имеют, прямо скажем, завышенное количество этих самых мегапикселей для собственного размера матрицы. По этой причине совет окажется парадоксальным – чем меньше, тем, в принципе, лучше. Реальное «работающее» разрешение для компактного фотоаппарата составляет от 5 до 7 мегапикселей. Сегодня подобных камер на рынке не найти, так что, по факту, можно покупать любую понравившуюся (и соответствующую вышеозначенным критериям) фотокамеру, не обращая внимание на разрешающую способность. Из современных аппаратов оптимумом оказываются как раз модели, имеющие разрешение в 12 мегапикселей (минимально доступное сегодня значение). При обработке подобные снимки есть смысл ресайзить или, проще говоря, уменьшать примерно до 5-6 мегапикселей для получения лучшей детализации картинки, о чем мы расскажем в нашем отдельном материале, посвященном обработке фото. К слову, разрешения в 3 мегапикселя достаточно для печати фотоснимка форматом А4 с высоким качеством, так что для бытового использования число мегапикселей не имеет совершенно никакого значения.

Новый или б.у.?

Как правило, большинство новичков в фотографии осуществляют выбор среди тех фотоаппаратов, которые имеются на рынке и доступны, так сказать, «из первых рук» в магазинах. Тем не менее, существует и рынок подержанных аппаратов, на котором часто представлены фотокамеры, ныне снятые с производства. Говоря о компактах, стоит отметить, что ряд моделей «из прошлого» заслуживает интереса с точки зрения своих потребительских характеристик, и в нашем следующем материале мы рассмотрим наиболее интересные фотокамеры прежних лет, а также расскажем о том, как правильно выбрать компактный фотоаппарат б.у. Пока же можно дать один совет – если камера в хорошем состоянии, то покупка на вторичном рынке может быть способом неплохой экономии средств.