Как выбрать зеркальный фотоаппарат любителю фотографии?

Вопрос о том, как выбрать зеркальный фотоаппарат, является одним из самых популярных на интернет-форумах. Многие фотосайты также пытаются дать на него собственный ответ, предлагая свои рекомендации, а производители всячески пытаются привлечь внимание интересующейся аудитории к своим новым (и зачастую недешевым) моделям. Мы же постараемся максимально взвешенно рассказать о том, как выбрать зеркальный фотоаппарат и есть ли смысл подобной покупки для любителя.

Когда следует выбирать зеркальный фотоаппарат?

Начнем мы, пожалуй, не с прямого ответа на вопрос о том, как именно выбирать зеркальный фотоаппарат, а с несколько иного аспекта – для чего конкретно он нужен. Как показывает практика, далеко не все любители фотографии (и даже те, кто гордо именует себя профессионалом) понимают, что вообще дает зеркалка. Итак, каковы преимущества зеркальных цифровых фотокамер?

  1. Наличие сменной оптики и возможность использования объективов с различными характеристиками;
  2. Больший, относительно компактных цифровых камер, размер сенсора (показатель сегодня крайне относительный ввиду появления компактов и беззеркальных фотоаппаратов с матрицами типа APS-C и даже полноразмерными 35-мм сенсорами);
  3. Большая, относительно беззеркальных систем, скорость автоматической фокусировки благодаря наличию фазовых датчиков (тоже критерий спорный, поскольку многие нынешние «беззеркалки» имеют фазовые датчики и по данному критерию не уступают, а порой и превосходят цифровые зеркальные фотоаппараты).

Как видим, основным достоинством является наличие сменной оптики, которой для зеркальных фотоаппаратов выпущено огромное количество. Для беззеркалок выбор объективов существенно меньше, что, впрочем, отчасти компенсируется возможностью установки сторонней оптики посредством переходников. К примеру, беззеркальные фулфрейм-камеры от Сони вполне непло «дружат» с объективами, имеющими байонет A-mount (для их установки компания производит фирменный адаптер), а также прекрасной оптикой от Leica и старыми советскими объективами от дальномерных фотокамер типа «ФЭД» и «Зоркий». Ну и немалую роль играет тот критерий, что зеркалки более оперативны в работе, хотя отличаются большей, нежели у безеркальных системных фотокамер, массой.

Итак, когда же следует покупать зеркальный фотоаппарат? В первую очередь, присматриваться к покупке есть смысл лишь тогда, когда вы твердо уверены, что будете пользоваться сменной оптикой. В противном случае подобное приобретение попросту лишено смысла – качественный компакт или ультразум обеспечит даже больше возможностей для получения качественных любительских кадров.

Как выбрать зеркальный фотоаппарат?

Если же вы твердо решили выбрать зеркальный фотоаппарат и уверены в том, что он вам действительно необходим, нужно также учесть некоторые аспекты такой покупки. В случае, если вы – начинающий фотограф, и планируете покупку первой «зеркалки», имеет смысл учитывать следующие критерии выбора:

  1. Не поддаваться заверениям маркетологов и продавцов о том, что вам нужна самая современная супер-мега-фотокамера. Помните, что компаниям-производителям нужно лишь продать свой товар, а вам требуется купить действительно хорошую камеру, которая даст вам возможность учиться азам фотографии. Поэтому обратите внимание на начальные модели фотокамер от ведущих производителей – они довольно просты в освоении, обладают «дружелюбным» интерфейсом и при этом могут дать прекрасные результаты при творческом подходе к съемке.
  2. При покупке бюджетной фотокамеры не зацикливайте внимание на количестве мегапикселей – этот фактор не играет никакой существенной роли.
  3. Постарайтесь перед покупкой заранее определиться с системой, с которой вы планируете работать в дальнейшем. Помните, что за несколько лет (если вы действительно займетесь фотографией серьезно) у вас появиться набор оптики и аксессуаров, и в дальнейшем будет иметь смысл покупка фотокамеры того же производителя.
  4. Протестируйте несколько выбранных фотокамер от разных компаний на удобство-скорость фокусировки и удобство хвата. Эти параметры могут существенно различаться, и благодаря им проще будет сделать выбор той зеркальной фотокамеры, которая подойдет именно вам.

Решая проблему выбора зеркального фотоаппарата, очень часто начинающие фотографы сталкиваются с проблемой выбора «системы» - собственно говоря, той марки, с которой им бы хотелось работать. Вот тут изучение тематических фотофорумов может повергнуть новичка в ступор, ибо каждый владелец фотоаппарата того или иного бренда расхваливает именно собственный выбор. «Кэнонисты», «никонисты», «пентаксисты» - в каждом этом лагере идут жаркие баталии по поводу того, чья техника лучше.

Исходя из собственного опыта использования самых разных фотокамер начальной ценовой категории, можем сказать только одно – все они по своим возможностям в плане получаемой «картинки» находятся на одном и том же уровне. Различия, по сути, сводятся к эргономике и качеству комплектной оптики. К слову, для новичков имеет смысл присмотреться к фотоаппаратам с полупрозрачным зеркалом от Сони ввиду того, что они весьма удобны при съемке в режиме «лайв-вью», то есть посредством встроенного экрана. Скорость фокусирования в данном случае у камер с полупрозрачным зеркалом оказывается намного выше, нежели у классических «зеркалок». К слову, стандартная оптика у Сони также превосходит по своим показателям объективы, которые ставятся в бюджетные фотокамеры от многих других именитых брендов. То есть, повторимся, посмотрите несколько вариантов и выберете тот, который вам наиболее покажется удобным, без привязке к производителю.

В этой статье стоит отметить и еще один, важный, на наш взгляд, вопрос – о скорости автофокуса. Буквально недавно, изучая один из фотофорумов, довелось наблюдать, как молодая девушка, увлекающаяся фотографией, решила попробовать себя в свадебной фотографии по просьбе тех, кому понравились ее снимки. Барышня интересовалась, достаточно ли ей будет имеющейся бюджетной «зеркалки», либо стоит купить более дорогую камеру. Отзывы местных «гуру» были великолепными – нашлось немало тех, кто напал на девушку с обвинениями, что, мол, использование дешевого фотоаппарата – это неправильно по отношению к клиентам, и следует купить другую модель от того же производителя, которая раза в два дороже и отличается большей скоростью автофокусировки. При этом советовали фотокамеру с «кроп»-матрицей, аналогичной той, что установлена в фотоаппарате девушки. В другом случае новичку также советовали дорогую модель из-за того, что она, дескать, быстрее фокусируется.

Давайте теперь подумаем: а как же снимали свои шедевры известные фотожурналисты, репортеры, фотохудожники? Вспомните хотя бы Анри Картье Брессона, который пользовался вполне обычной механической «Лейка», которая по определению не имела автофокуса. Так вот запомните, что любые промахи автофокусировки исправить очень легко – достаточно в совершенстве освоить старую добрую ручную фокусировку. Для примера приведем фотоснимок стрекозы, сделанный любительской "зеркалкой" (автор фото Георгий Саркисян). Сделан он как раз с ручным фокусом, поскольку автофокусировка е справлялась с наведением резкости на объект небольшого размера.

Стрекоза в полете

Как видите, сделать хороший кадр даже самым простым фотоаппаратом вполне реально. Помните, что топовые «зеркалки» с кроп-матрицами выдают на выходе совершенно то же качество снимка. То есть, за «плюшку» в виде дополнительного дисплея, более емкого буфера и автофокуса вы переплатите в два, три, а порой и четыре раза больше. Стоит ли оно того, решать вам, однако стоит помнить, что самый ценный кадр можно сделать без тысячи дублей и сверхскоростной фокусировки – достаточно просто развивать свою реакцию и довести пользование техникой до автоматизма. Во многом именно эти факторы и отличают настоящего фотографа от любителя, стремящегося сделать несколько сотен кадров с надеждой, что хоть один окажется сколь-либо интересным. Переплачивать можно лишь тогда, когда вы четко решили перейти на камеры с фулфрейм-матрицей, но их выбор – тема для отдельной статьи, равно как и подбор необходимых объективов и аксессуаров.