Фовеон против Байера с точки зрения рядового фотографа

sensore-foveon Тесты фототехники
Фовеон против Байера… Технология матрицы, принадлежащая компании Sigma, против…

sensore-foveon

Фовеон против Байера… Технология матрицы, принадлежащая компании Sigma, против большинства основных фотокамер – излюбленная тема дискуссий поклонников Sigma (и Foveon в частности) с остальными любителями цифровой фотографии. В этом споре каждый приводит множество аргументов, чем Фовеон лучше Байера и наоборот, но все споры проходят в технической плоскости конструкции обоих датчиков и присущих им достоинств-недостатков. Мы же попробуем, не вдаваясь в технику, определить, чем та или иная матрица лучше в практическом применении.

Фовеон против Байера… Технология матрицы, принадлежащая компании Sigma, против большинства основных фотокамер – излюбленная тема дискуссий поклонников Sigma (и Foveon в частности) с остальными любителями цифровой фотографии. В этом споре каждый приводит множество аргументов, чем Фовеон лучше Байера и наоборот, но все споры проходят в технической плоскости конструкции обоих датчиков и присущих им достоинств-недостатков. Мы же попробуем, не вдаваясь в технику, определить, чем та или иная матрица лучше в практическом применении.

Что такое Фовеон и Байер?

Этими странными для «непосвященных» словами обозначаются типы матриц, используемых в цифровых фотокамерах. Мы не будем останавливаться на глубоком техническом сравнении этих сенсоров, равно как и их отличиях. Обо всем этом очень много информации на тематических форумах, а также сайтах по фотографии. Если кратко — матрица Foveon – это сенсор, использует свойство световых волн различного цвета проникать в кремний на разную глубину. В итоге изображение в матрице фиксируется тремя фоточувствительными слоями, тогда как в традиционной байеровской решетке, которая применяется в сенсорах типа CCD и CMOS (том самом пресловутом «Байере»), процессор «достраивает» недостающие пиксели, предлагая своеобразную интерполяцию изображения. На деле процесс более сложный и о нем вы можете прочесть на тематических ресурсах. Нас гораздо больше интересует другой факт – существует ли разница между данными технологиями и существует ли победитель в извечном споре «Фовеон против Байера». Для ответа на данный вопрос мы решили сравнить в процессе съемке обе технологии на примере фотокамеры Sony SLT A37 с традиционным CMOS-сенсором и Sigma SD14 – зеркальной фотокамеры с сенсором Foveon, которая, несмотря на то, что она давно снята с производства, весьма популярна среди «сигмоводов».

Преимущества и недостатки Фовеона и Байера

На первый взгляд, тестируемые нами камеры далеки друг от друга в техническом плане. Sony A37 – 16-пиксельная модель, которая гораздо новее видавшей виды 4-мегапиксельной «Сигмы». Да, производитель последней заявляет возможность трехкратной интерполяции получаемых снимков, но реальное разрешение SD-14 именно таково 4 мегапикселя, что по нынешним меркам ооочень мало. Однако не пикселем единым жива цифровая фотокамера, и данный критерий на деле практически не играет роли в случае, если вы не снимаете плакатов. В принципе, для большинства фотографов четыре мегапикселя – вполне достаточное значение для большинства творческих задач.

Итак, в теории мы знаем следующие преимущества и недостатки Байера и Фовеона:

  1. Матрицы Фовеон имеют лучшую цветопередачу и детализацию;
  2. Сенсоры на основе байеровской решетки способны работать на высоких значениях чувствительности, тогда как недостатком Фовеона являются высокие шумы и сильные цветовые искажения на значениях ISO более 200 на ранних моделях и 400 на новых;
  3. Фовеон-сенсор чувствителен к прямолинейности попадания солнечных лучей на плоскость матрицы, а потому дает цветовые искажения при съемке в контровом свете.
Читайте также:  Рейтинг объективов Sony

По сути, изложенные достоинства и недостатки – своеобразная аксиома, продиктованная особенностями технологий. Перечисленные недостатки Фовеона против Байера и стали, в принципе, главным рыночным ограничением распространения зеркальных фотокамер Sigma в среде профессиональных фотографов-репортеров. Однако каждый опытный фотолюбитель скажет, что практически те же ограничения имеют фотокамеры с CCD-сенсором, а также современные профессиональные среднеформатные цифровые камеры, но их владельцы относятся к ним вполне нормально, ведь высокое разрешение, пластика изображения и цвет у данных профессиональных инструментов и являются ключевым преимуществом. Может, и с  Фовеоном дело обстоит похожим образом? Попробуем разобраться…

Впечатления от съемок на Sigma SD14 и Sony SLT A37

Вышеозначенные ограничения Фовеон в сравнении с матрицами, имеющими в основе байеровскую структуру, красноречиво заметны в данном сравнении. Однако, зная о них, мы попытались определить, насколько Фовеон сможет победить конкурента в основных своих плюсах, которые отмечают любители этого сенсора – детализации и цвете. То есть, мы сознательно абстрагируемся от высоких ISO, скорости автофокуса и прочих «репортажных» нюансов и сосредоточимся на той картинке, которую мы получаем в итоге. И тут Сигма проявляет себя словно закрытый бутон, который способен распуститься в умелых руках в красивый цветок и зачахнуть при неправильном к себе подходе.

Изначально, глядя на получившееся изображение на мониторе Сигма, кажется, что она очевидный аутсайдер в сравнении не только с Сони, но и большинством остальных камер. Блеклая, невыразительная картинка. Чудеса начинаются с момента импорта снимков на ПК в формате RAW (сразу скажем, что JPEG и Sigma – маркетинговое извращение, и снимать на Фовеон следует исключительно в «сыром» формате). И вот тут, по сути, мы получаем преимущества Фовеона перед Байером, причем далеко не только те, что декларируют поклонники системы. Да, детализация четырехмегапиксельных снимков великолепна, а цвета очень напоминают те, к которым привыкли пленочные фотографы. Но главное кроется даже не в этом, а том, что RAW-файл с Foveon крайне вариативен. Вы можете «шарпить» снимок, вытягивать тени и при этом не сталкиваетесь с паразитными шумами, которые после обработки шумодавом создают так ругаемый всеми «цифровой пластилин» на снимках. При этом можно совершенно спокойно «играть» цветами, насыщенностью, контрастом и, словно художник, создавать снимок в соответствии с вашими представлениями и творческими задачами. Правда, в ходе работы нами была замечена особенность Фовеона в сравнении с Байером – столь любимая поклонниками «Сигмы» цвета вы получите лишь при правильном экспонировании снимка. Увы, но матрица эта весьма «строга» к пересветам, но при этом дает возможность недоэкспонировать кадр на одну, а то и две ступени. Об этом стоит помнить при съемке.

Итак, давайте попробуем проанализировать картинку с Фовеона по следующим критериям:

  1. Детализация.  Несмотря на тотальную разницу в разрешении между испытываемыми камерами, детализация «Сигмы» оказывается существенно выше. При этом 4 мегапикселя позволяют использовать оптику, которая на Сони дает довольно «мягкую» картинку, например, любимый многими старый советский объектив Гелиос 44-2. Даже на открытой диафрагме этот объектив отлично разрешает матрицу SD14 и выдает великолепную картинку. При этом он неплохо согласуется при работе в режиме приоритета диафрагмы, для чего мы ввели небольшую экспокоррекцию «в минус» и устанавливали то значение диафрагмы, что установлено на объективе, соответствующим колесиком на камере.
  2. Цвет. Безусловно, цветопередача той или иной матрицы – вопрос субъективных предпочтений. Но нам гораздо больше понравилась цветопередача Сигмы – она чем-то действительно напоминает старую добрую пленку, причем чем-то близка к легендарному слайду Kodachrome.  При этом Сони субъективно хуже передает скинтон, уводя его в синеву, и этот факт требует корректировки при обработке. Впрочем, опять же отмечу, что в своих экспериментах мы убедились в том, что цвет – штука субъективная, и сходные результаты можно получить и на снимках с камеры, имеющей «байеровскую» матрицу, пусть даже путем лишних манипуляций. Так что этот вопрос касается, скорее, личных предпочтений каждого. Однако, говоря о цвете, упомянем один весьма неприятный эффект – искажение скинтона в Sigma в полутенях и тенях на неприятный желтый оттенок. Что это – недостаток матрицы отдельно взятой камеры или общая проблема матриц – сказать сложно, но судя по просмотру форумов, данная проблема не единична. Так что считать Фовеон однозначной заменой пленки все же преждевременно, да и на CCD и CMOS-матрицах подобного эффекта не наблюдается.
  3. Цветовые шумы. Изучая форумы «фовеонщиков», часто можно встречать утверждения о том, что «рабочими» ISO для различных моделей фотоаппаратов Сигма являются значения от 400 до 800 и более единиц. При этом для SD14 декларируется именно возможность использования 400ISO. Увы, но практика показывает, что цифровой шум весьма заметен уже на ISO200, а на 400 он уже серьезно портит снимок. По сути, ISO200 – пороговое значение, на котором вы получаете «картинку», приемлемую по качеству с учетом малого разрешения матрицы. И то данное значение стоит использовать с осторожностью. Понятное дело, что на «байеровской» матрице Sony A37 такой проблемы нет, и вы спокойно можете использовать 800ISO (можно и больше, но с меньшей эффективностью). На ISO100, повторимся, картина с Сигмы нам понравилась больше, несмотря на малое разрешение, и на тестовых снимках вы можете в полной мере оценить качество получаемых после обработки снимков. Тем более, что мы сознательно взяли весьма сложный объект для съемок – дикий птиц в парке Воробьи, что в Калужской области. К слову, нашей поездке в это прекрасное место посвящен отдельный материал, и там вы также можете увидеть примеры фотографий Sigma SD14.
Читайте также:  Holga Digital – цифровая ломография

Фовеон против Байера: итоги

Наверняка многие, читающие это сравнение, покритикуют нас за то, что мы много внимания уделили Фовеону как технологии, не сравнивая напрямую фотокамеры. Но делать это в наши планы не входило, ибо сам подход производителей к данным моделям очень сильно различается. Sigma SD14 имеет ряд ограничений, уступая в скорости съемки, скорости записи изображений на карту, скорости автофокуса… По сути, во всем. Но при этом дает качественный снимок, с которым интересно работать в РАВ-конвертере и который радует детализацией.

Стоит ли покупать «зеркалку» от Sigma? Вот этот вопрос гораздо более интересен с точки зрения рядового обывателя. И тут вы сталкиваетесь с большим числом трудностей. В частности, пока Sigma выпускает единственную «зеркалу» SD1 Merill, которая оснащена уже новым сенсором, имеющим «честное», неинтерполированное разрешение в 18 мегапикселей. Так вот этот самый сенсор предлагает прекрасную детализацию картинки, характерную для Фовеона и обладает меньшим количеством цветовых «косяков», характерных для SD14. Но увы, не так давно официальное представительство компании прекратило продажи данной модели в нашей стране, и купить ее можно лишь за рубежом. Впрочем, там же вы можете найти и Sigma SD15 – доработанную версию 14-й модели с лучшим экраном, некоторыми другими изменениями и матрицей того же разрешения в 14 мегапикселей. Более того, пока доподлинно неизвестно, будет ли Sigma развивать линейку зеркальных фотокамер со сменной оптикой или ограничится выпском компактных моделей, как она это делает в настоящее время.

Еще одним доводом не в пользу Sigma (и матрицы Фовеон соответственно) является слабая распространенность системы. Байонет Sigma SA имеет достаточное количество объективов данного типа, но найти их в России проблематично. Кроме того, существует очень мало переходников, которые позволили бы использовать объективы с данным байонетом на других камерах. Нам удалось найти лишь переходник с байонета SA на «соневский» E-Mount. Ровно та же ситуация и с использованием сторонней оптики на моделях «Сигма». По сути, «сигмовод» ограничен лишь переходником с резьбой М42, который позволяет использовать старую советскую оптику, а также недавно появившимся адаптером для использования объективов Hasselblad V. Заманчивая перспектива, учитывая возможности матрицы. Но много ли у нас владельцев такой оптики? Впрочем, умельцы в нашей стране активно переделывают имеющиеся аппараты под байонет Canon EOS, при этом оптика сохраняет возможность автофокусировки, а на всемирной торговой площадке Ebay встречаются комплекты для переделки под байонет Nikon.

Читайте также:  Гелиос-44-2 и Индустар-61 Л/З МС: тест популярных советских объективов

Как видим, трудностей хватает. Однако, знакомясь с матрицей Фовеон и учитывая наличие 18-мегапиксельной версии, мы приходим к мысли, что смысл в приобретении такой камеры есть.  Скажем сразу, если вы любитель снимать сериями, мечтаете о головокружительных спортивных съемках или относитесь к категории «свадебных бомбил», то Фовеон явно не для вас.  Матрица и зеркальные камеры Sigma подойдут вдумчивому фотографу, который привык к неспешной съемке и которому высокая детализация, цвет и гибкость обработки важнее скорости и возможности съемки на высоких значениях чувствительности. И тут, увы, нельзя выявить однозначного победителя в споре «Фовеон против Байера». По сути, Сигма станет хорошим дополнением для творческих съемок для «кропнутой» зеркалки с обычным CMOS-сенсором типа тестируемой нами Sony. Также она неплохо подойдет для фотографов, снимающих на фотостоки, благодаря высокой резкости изображений. Кроме того, матрица Foveon позволит получать вам результаты, аналогичные тем, которые можно достигнуть на традицционных зеркальных фотокамерах гораздо более высокого ценового диапазона. В частности, SD1 Merill приближается по финальному качеству снимков к Nikon D810 и даже Canon EOS 5Ds. Последняя камера, на наш взгляд, все же серьезно превосходит модель Сигмы ввиду не только более крупного сенсора, 50 мегапикселям и отличной детализации изображения, но и высокой оперативности в работе, однако и стоит практически в три раза дороже. Кроме того, реализовать свои возможности она способна лишь с весьма дорогостоящей оптикой. А потому фотоаппараты с матрицей Фовеон, на наш взгляд, станут хорошим выбором для творческих фотографов, снимающих «для души» и при этом не имеющих возможности платить большие деньги за покупку «топовых» моделей фотокамер и оптики.

Тестовые фотографии с матрицы Фовеон (Sigma SD14)

Тестовые снимки с матрицы CMOS (Sony SLT A37)

Оцените статью
Фотосайт о художественной фотографии