Цветная фотография Прокудина-Горского

История появления цветной фотографии во многом связана с именем нашего соотечественника, фотографа, изобретателя и химика Сергея Михайловича Прокудина-Горского. В последние годы его имя особенно на слуху в связи с оцифровкой и публикацией огромного архива работ Прокудина-Горского. Современные технологии позволили выполнить сведение сохранившихся до наших дней негативных пластинок, а последующая обработка позволила сделать общедоступными уникальные фотографии Российской Империи.

Начало творческого пути С.М.Прокудина-Горского

Родился Сергей Михайлович 18/30 августа 1863 года во Владимирской губернии. Три года юный дворянин постигал науки в Александровском лицее, однако полного образовательного курса не окончил. Начиная с 1886, до 1888 года, Прокудин-Горский посещал лекции по естественным наукам при физико-математическом факультете университета в Санкт-Петербурге, после чего до 1890 года обучался в Императорской Военно-медицинской академии, а также учился живописи при Императорской Академии художеств.

В 1890-м году он женится на дочери директора медеплавильных и сталелитейных заводов Анне Александровне Лавровой, после чего работает в качестве директора правления на одном из предприятий, принадлежащих своему тестю. К слову, уже на тот момент Прокудин-Горский активно интересуется фотографией и всем, что с ней связано, включая передовые исследования западных химиков и инженеров.

Спустя семь лет Прокудин-Горский становится весьма авторитетным в России экспертом в области фотографии и готовит доклады, в которых излагает суть собственных исследований в области фотографии. Данные информационные материалы адресуются Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (сокращенно ИРТО). Здесь же Сергей Михайлович впервые представляет сообщение «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». На тот момент данное исследование было одним из наиболее фундаментальных в астрофотографии и заложило основу большинства современных работ в данной области.

Начиная с 1898 года Прокудин-Горский начинает публикацию серии собственных книг по фотографии, в число которых вошли такие произведения, как «О фотографировании ручными фотоаппаратами» и «О печатании с негативов». Спустя пару лет, в 1890 году, фотографии Сергея Михайловича Прокудина-Горского (на тот момент выполненные в черно-белой технике) экспонировались в рамках Всемирной Парижской выставки.

Надо сказать, что Прокудин-Горский в те годы активно заинтересовался цветной фотографией. К 1902 году он отправляется в Германию, в город Шарлоттенбург близ Берлина, где идет учится в фотомеханическую школу, руководил которой один из пионеров цветной фотографии – доктор Адольф Митте. К слову, именно тогда Митте представил широкой общественности новую модель цветной фотокамеры, в которой реализовывался принцип цветоделения, а также проектор для демонстрации фотографий в цвете.

Уже в декабре 1902 года С.М. Прокудин-Горский продемонстрировал собственные фотографии, выполненные в цвете по методике Митте, а спустя три года представил собственный вариант сенсибилизатора, который по своей чувствительности значительно превосходил все имеющиеся разработки, включая использованные Адольфом Митте. Благодаря новому составу Прокудину-Горскому удалось сделать бромосеребряные пластины светочувствительными во всем спектре, а в 1903 году Сергей Прокудин-Горский опубликовал книгу под названием «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами».

Технология съемки Прокудина-Горского

К сожалению, фотоаппарат, которым снимал Прокудин-Горский, до нашего времени не сохранился, равно как и отсутствуют какие-либо изображения используемого им оборудования. Тем не менее, принцип работы и технологию съемки Прокудина-Горского можно восстановить исходя из данных, сохранившихся о методике Митте, а также самих негативных снимков, которые на сегодняшний день хранятся в библиотеке Конгресса США.

Итак, основой принципа съемок Прокудина-Горского стало цветоделение. В отличии от более поздних методов съемки одним кадром, Сергей Прокудин-Горский вел фотосъемку сери из трех негативов, которые делались с красным, зеленым и синим светофильтрами, являющимися основой цветовой палитры. По своему принципу данная методика аналогична цветоделению, используемому в современной полиграфической печати.

Для демонстрации фотографий использовался проектор с тремя источниками трех цветов спектра, которые проецировали каждый «свой» негатив в одну точку, что позволяло моделировать «натуральные цвета» при просмотре. Само собой, что методика вполне подходила и для полиграфии того времени, хотя ее качество отставало от возможностей фотокамеры, использующейся Прокудиным-Горским.

Надо сказать, что технология цветового разделения, применяемого Сергеем Михайловичем, обладала рядом как недостатков, так и несомненных преимуществ даже применительно к нынешнему времени. Многие из тех, кто смотрит сейчас фотографии Прокудина-Горского в отсканированном и сведенном варианте, поражаются высочайшему качеству, которое вполне сопоставимо со многими современными цифровыми фотокамерами, а по ряду аспектов, включая глубину пространства и передачу полутонов, даже их превосходит. Подобный уровень достигался благодаря использованию стеклянных пластин большого формата, которые даже при том качестве оптики, которое было в начале ХХ века, позволяло получить очень мягкое, приятное глазу изображение. Кроме того, наложение сразу трех негативов разного цветового спектра позволяло частично нивелировать недостатки и уменьшить зернистость итогового изображения при нынешних технологиях обработки. По сути, заложенный принцип существенно отличался от того, который лег в основу производства цветных фотопленок в дальнейшем и чем-то напоминает процессы, происходящие в цифровых матрицах современных фотоаппаратов.

Виды имперской России в «натуральных цветах»

Пожалуй, основной задачей для Прокудина-Горского была реализация уникального, по тем временам проекта – фотосъемки большинства уголков Великой Российской Империи в цвете. Мастер планировал сделать около десяти тысяч цветных фотоснимков за десять лет, после чего издать их в виде фотографических открыток, а также реализовать показ цветных слайдов во всех образовательных учреждениях. Данную инициативу поддержал даже император Николай Второй, который был крайне заинтересован в реализации современных технологий. Работа была начата, и за это время Прокудин-Горский сделал несколько тысяч снимков, включая фотографию царской семьи (не сохранилась до нашего времени), снимок графа Льва Николаевича Толстого и сотни изображений, сделанных в Дагестане и Туркестане, на побережье Черного Моря, в Украине, Крыме и на Кавказе. К сожалению, политические потрясения и дальнейший распад Великой Российской Империи вынудил Сергея Прокудина-Горского покинуть страну. Последние годы жизни он провел во Франции, работая совместно с братьями Люмьер, а после кончины был похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Наследники мастера, испытывая финансовые трудности, продали большую часть архива Прокудина-Горского библиотеке Конгресса США, где они хранятся по сегодняшний день. К слову, фотографии Прокудина-Горского недавно они были отсканированы на цифровые носители и доступны в Сети на ряде ресурсов как в обработанном, так и оригинальном виде.