Фотографирование Солнца и солнечного затмения

Фотографирование Солнца – далеко не самый популярный тип съемки, однако бывают случаи, когда нам искренне хочется запечатлеть наше небесное светило. Чаще всего такое желание возникает во время солнечного затмения – довольно редкого и неординарного явления. И вот тут очень часто начинающие фотографы сталкиваются с целым рядом проблем, начиная от чисто технических и заканчивая информационными, поскольку реально полезных данных по фотографированию Солнца в Сети практически нет. Большинство публикаций сводится лишь к участию Солнца в кадре при фотосъемке заката или пейзажа, но почти никак не оговаривают процедуру получения фотографических изображений во время затмения на всех его стадиях. Я не беру в расчет специальные статьи, посвященные съемкам светила посредством телескопа и иного специального оборудования. Итак, мы попытаемся заполнить этот информационный пробел и познакомить наших читателей с тем, как можно запечатлеть солнечное затмение с использованием обычной фототехники начального уровня.

Трудности при фотографировании Солнца

Очень часто в рекомендациях по фотографии можно встретить информацию о том, что попытки снять Солнце, находящееся в зените, крупным планом, могут легко привести к повреждению зрения и фотооборудования. Эти утверждения совершенно справедливы. Кроме того, Солнце представляет собой плазменный шар со сверхвысокой яркостью, что, само собой, вызывает трудности при наводке фотокамеры на резкость. Скажу сразу, что если вы захотите снять солнечное затмение, ни в коем случае не пытайтесь сходу вскинуть фотоаппарат и сделать вожделенный кадр – это может закончиться весьма плачевно за исключением случаев, если светило закрыто легким слоем облаков, значительно рассеивающих его лучи. Да и кадра, по сути, не получится ввиду того, что максимально короткой выдержки в фотоаппарате может оказаться недостаточно.

Оборудование для фотосъемки Солнца

Как я уже говорил, снять на современный цифровой фотоаппарат любительского класса солнечное затмение вполне реально без большого количества особых приспособлений. Тем не менее, некоторые аксессуары для этого нам понадобятся. Итак, нам нужно приготовить:

Объектив с большим фокусным расстоянием, если мы хотим получить изображение светила крупным планом (в своей съемке я использовал телеобъектив 75-300 с учетом «кропнутой» матрицы, то есть реальное фокусное расстояние в эквиваленте составляло порядка 500);

  1. Нейтральный ND-светофильтр (следует использовать фильтр не менее 8ND либо аксессуар с переменной плотностью),
  2. Штатив (желательный, но необязательный пункт);
  3. Солнечные очки с надежной защитой от ультрафиолета (понадобятся в том случае, если вы используете камеру с оптическим видоискателем, в случае применения электронного (как на большинстве моделей от Сони) можно вполне обойтись без них – электроника попросту не в состоянии передать яркость солнца в дисплей видоискателя, что, в данном случае, является несомненным благом).

Оборудование для фотографирования Солнца

Методика съемки солнечного затмения

Итак, когда у нас собран весь комплект аксессуаров, мы можем приступать к самому интересному – непосредственной съемке солнечного затмения. В своей работе я использовал цифровую фотокамеру любительского класса Sony A37, выполненную по технологии SLT с полупрозрачным зеркалом и электронным видоискателем, недорогой телеобъектив 75-300 с переменной светосилой 4.5-5.6, а также два светофильтра - 8ND и вариант с переменной плотностью от неизвестного китайского производителя. В общем, идеальный комплект для начинающего фотолюбителя.

Итак, перед съемкой мы устанавливаем светофильтр на объектив. Как показала практика, серого нейтрального фильтра 8ND вполне достаточно. Однако для съемки этого еще недостаточно – нам потребуется соответствующим образом настроить фотокамеру. В первую очередь, советую сразу же отключить автофокус и наводить резкость вручную, поскольку автоматика «сходит с ума», как только в кадре появляется Солнце, пусть даже частично прикрытое лунным диском. На Сони с электронным видоискателем навестись вручную, к слову, тоже довольно проблематично ввиду того, что электроника не способна обеспечить адекватное отображение Солнца. Возможно, что с оптическим видоискателем будет проще, но тогда обязательно используйте солнечные очки для защиты глаз, ибо фильтр поглощает далеко не все вредное излучение.

Методом проб и ошибок я пришел к выводу, что фотографировать Солнце следует в режиме приоритета диафрагмы (чаще всего он обозначается буквой «А» на селекторе выбора режимов). При его использовании камера самостоятельно высчитывает требуемую выдержку, а вы непосредственно манипулируете диафрагмой. Выбирая значение последней, устанавливайте средние величины (диафрагменное число около 8). Связано это с тем, что при полностью открытой диафрагме велика опасность засветки кадра и повреждения матрицы, а при закрытой мы получим искажение солнечного диска (по форме Солнце будет напоминать многогранник). Само собой, стараемся избежать засветок, варьируя положение объектива относительно Солнца, и используем бленду. К слову, при моих опытах сразу выяснился недостаток дешевых светофильтров – они нещадно бликуют. При этом саму съемку обязательно ведите в формате RAW – он поможет вам в дальнейшем максимально эффектно обработать снимок и выявить спектральную гамму, которая на обычном изображении в JPEG будет попросту незаметна.

Итак, в итоге мы получаем вполне приличные изображения солнечного затмения, которые после соответствующей обработки будут выглядеть весьма интересно. К слову, перед тем, как фотографировать Солнце, особое внимание уделите чистоте матрицы фотоаппарата и объектива – яркий свет «чудесным» образом проявляет на готовом снимке все пылинки и артефакты, которые при обычной съемке совершенно незаметны.

Обработка фотографий солнечного затмения

Для обработки готовых снимков можно использовать практически любой конвертер RAW, включая популярный Light Room. Единого совета по специфике обработки кадров дать не могу, здесь все очень индивидуально. Варьируя каналами, можно добиться весьма интересных эффектов, которые будут отличаться от изображения к изображению. Впрочем, все это вы можете увидеть на приведенных снимках. Искренне хочется верить, что данная статья позволит вам избежать ошибок и сделать собственные эффектные кадры.

Георгий САРКИСЯН.