Фотоаппарат Москва-5: обзор и примеры фотографий

Фотоаппарат Москва-5 – герой нашего сегодняшнего обзора, является хорошо известной среднеформатной пленочной фотокамерой советского периода. Компактные габариты, совмещенные с форматом кадра 6х9 (6х6 при установке специальной ограничительной рамки), сделали эту камеру крайне популярной в середине ХХ века. На что способна Москва-5 сегодня и имеет ли смысл ее приобретение и использование, мы и расскажем в нашем обзоре, а также приведем примеры тестовых фотографий, снятых на Москву-5.

Особенности съемки фотоаппаратом Москва-5

Москва-5 – дальномерная фотокамера, оснащенная объективом «Индустар-24» с фокусным расстоянием 105 мм и минимальной диафрагмой 3.5, снимающая на пленку формата 120. В отличие от большинства среднеформатных пленочных фотокамер, Москва-5 предельно компактна благодаря складной конструкции с мехом, однако платой за миниатюрность является отсутствие возможности использования сменной оптики.

Надо сказать, что назвать «Москву-5» камерой, удобной в использовании, весьма сложно ввиду того, что дальномер в ней не сопряжен с видоискателем. Так, для фокусировки вам потребуется сначала заглянуть в окошко дальномера, совместить два изображения, и лишь после этого взглянуть в видоискатель и произвести кадрирование.

Фотоаппарат Москва-5

Сама подготовка к съемке – также целый ритуал. Фотографу потребуется с помощью нажатия отдельной кнопки открыть камеру (делать это следует аккуратно, дабы все детали и направляющие заняли соответствующие места). После этого поднимается шайба дальномера с линзой, производится наведение на резкость, кадрирование и, непосредственно, съемка. Установка выдержки и диафрагмы в Москве-5 осуществляется с помощью круговых шкал на центральном механическом затворе, совмещенном с объективом. Отметим, что в случае с нашим экземпляром все оказалось сложнее, ибо в камере отсутствовал рычаг спуска затвора, с помощью которого спусковая кнопка сопрягается с соответствующим рычагом на затворе. В итоге для того, чтобы произвести спуск, следовало отжимать пальцем этот самый рычаг. Впрочем, как говорят многие владельцы фотоаппарата Москва-5, это даже предпочтительнее ввиду жесткости кнопки и возможных вибраций при нажатии.

Фотоаппарат Москва-5

Стоит отметить, что создатели камеры (а конструкция камеры ведет свое начало от довоенных немецких «раскладушек» Voigtlander Bessa) предусмотрели возможность увеличения оперативности использования благодаря возможности установки объектива на гиперфокальное расстояние, которое осуществляется по красным точкам на объективе. Гиперфокальное расстояние соответствует диафрагме 11 и 10 метрам расстояния до объекта. После постановки объектива Москвы-5 на «гиперфокал» можно снимать, не заглядывая в окошко дальномера и варьируя лишь диапазоном выдержек. Удобно, учитывая низкую оперативность фотоаппарата.

Впечатления от работы с фотоаппаратом Москва-5

Наверняка многие читатели зададутся вопросом о том, есть ли смысл сегодня, при наличии огромного числа современных цифровых фотокамер, обращать свой взор на пленочную фотокамеру 50-х годов, имеющую кучу ограничений и для каких задач в принципе может использоваться сей ретро-механизм. Собственно, именно с таким критерием мы и подошли к данному тесту, попытавшись определить, является ли фотоаппарат Москва-5 уделом редких эксцентричных фанатов пленочной фотографии или может служить реально полезным инструментом художественной фотографии. Ответить на данный вопрос нам помог просмотр фотографий с Москвы-5, которые мы получили в процессе съемки. Пользуясь этими данными, а также личным опытом использования, мы попытаемся трезво оценить открывающиеся возможности и проанализировать те преимущества и недостатки, которое дает использование данной фотокамеры и пленочной фотографии в целом. Итак:

  1. Ценовой критерий. Сегодня цена фотоаппарата Москва-5 составляет, в среднем, порядка пяти тысяч рублей.  Безусловно, это копейки в сравнении даже с цифромыльницей, не говоря уже о более серьезной фототехнике. За символическую сумму мы получаем качество снимков, которое превосходит многие зеркальные фотокамеры как по разрешению, так и динамическому диапазону. Сразу отметим, что для обеспечения высокого разрешения при съемке Москвой-5 следует устанавливать минимальные значения диафрагмы от 8, что делает камеру малопригодной для портретной фотографии (получить красивое размытие заднего плана на ней проблематично, а при использовании открытой диафрагмы слишком сильно страдает резкость изображения), но позволяет получить весьма неплохой инструмент для съемки архитектуры и пейзажа. Впрочем, для архитектурных съемок ограничителем выступает отсутствие подвижек, как в камерах большого формата. И вот тут же возникает другой минус, опять-таки связанный со стоимостью – рулон негативной пленки обходится, примерно, в 500 рублей, а вмещает он всего 8 кадров формата 6х9. Плюс проявка и сканирование (качественной сканирование негатива или слайда на профессиональном оборудование может обойтись и в 300-400 рублей).
  2. Качество изображения, разрешение и динамический диапазон. Вот здесь мы можем видеть явное преимущество старой фотокамеры в сравнении с современными цифрозеркалками. Взгляните на тестовые снимки, особенно тот, что сделан на излучине реки. Как видите, при сложнейших условиях освещения (контровый яркий солнечный свет и блики на воде) фотокамера без каких-либо фильтров смогла четко передать объем сцены, детали в теневой и светлой области, проработать блики на воде, облака на небе и при этом все детали прибрежной полосы. Увы, в таких условиях «кропнутая» цифрозеркалка пасовала даже в режиме HDR. При этом не стоит забывать, что при сканировании из кадра формата 6х9 можно получить файл разрешением порядка 80 мегапикселей. Реально рабочим же файлом может стать снимок в разрешении около 25-40 мегапикселей, что существенно больше, нежели у большинства современных фотокамер любительского и даже полупрофессионального сегментов.
  3. Компактные габариты. Небольшие размеры фотоаппарата Москва-5 при качестве получаемой «картинки» также весомый довод в его пользу. Камере не нужны батареи, она компактна и довольно легка и при этом может легко использоваться для съемки с рук. Этот факт опровергает многочисленные утверждения на тематических форумах о том, что аппаратами серии «Москва» можно снимать большей частью со штатива. Мы в своем тесте не пользовались штативом ни разу и при этом не получили «шевеленки» ни на одном из кадров, хотя снимали с выдержкой до 1/50 секунды.

Фотоаппарат Москва-5

Как видим, в итоге оказывается, что даже сегодня старый советский фотоаппарат обладает рядом преимуществ, которые могут неплохо проявить себя при съемке пейзажа. В этом ключе затраты времени на подготовку к съемке отходят на второй план, а небольшой размер делает возможным использование Москвы-5 как второго фотоаппарата в ситуациях, когда вам требуется качественный пленочный снимок и не важна оперативность. По сути, обратить свой взор на камеру мы рекомендуем фотографам, ограниченным в плане финансов, но желающих получать качество снимков выше, чем в рядовой цифрозеркалке любительского уровня. Вы получите качественные цвета, широкую динамическую широту изображения и высокое качество при печати. Правда, за кажущуюся дешевизну придется платить стоимостью пленок, их проявки и сканирования. Стоит ли – решать вам, а пока предлагаем ознакомиться с тестовыми фотографиями, сделанными на фотоаппарат Москва-5.

Фотографии, сделанные на фотоаппарат Москва-5

Тестовые фотографии на фотоаппарат Москва-5

Тестовые фотографии на фотоаппарат Москва-5

Тестовые фотографии на фотоаппарат Москва-5

Тестовые фотографии на фотоаппарат Москва-5

Тестовые фотографии на фотоаппарат Москва-5